
"Страхи и психозы Америки в детективном road-movie Вима Вендерса".
Германия-США, 2004.
Более подробная информация, а также кадры из фильма - на Артхаус-ру
Эксклюзивно в к/т "Художественный" с 8 декабря с.г.
Один оратор произносит свою речь громко, ярко, сдобряя ее шутками и «телеграммками» к аудитории. Его невозможно не слушать, им нельзя не увлечься – а ему трудно нам не надоесть. Другой же уверен: если говорить тише – больше услышат. И правда, зал замолкает и ловит каждое его слово. Его аудитория и благодарна, и жестока: если усилия ее напрасны, она либо уйдет, либо заснет. Как видно, этот стиль сопряжен с вполне понятным риском, но Виму Вендерсу нужен зритель, активно воспринимающий его творение, пришедший в кинотеатр за неким смыслом, а не из праздного любопытства. И дело тут не в «количестве» аудитории, а в ее «качестве».
Осколки «американской мечты» пусть и кажутся поначалу чуждыми, однако довольно скоро (стараниями активно внимающего сознания) превращаются в осколки мечты израильской, а затем (после недолгого ассоциативного ряда) и мечты русской. При желании можно проводить множество параллелей с проблемами и иммигрантов, и нищеты, и борьбы с терроризмом, и инвалидов войны. В каждой стране будут свои акценты, от которых суть, впрочем, меняется мало. В Америке нищий араб ходит за едой в христианский приют – абсурд, в общем-то, если не вспомнить русско-афганских ребятишек, прочесывающих Московский метрополитен со словами: «Помогите, Христа ради».
Вим Вендерс наделен редким чувством раскола в обществе и умением отразить этот раскол не в мировых войнах, а в маленьких человеческих (или не совсем человеческих…) историях. И сращивать эту общую рану Вендерс будет тоже не государственными пактами, а теплом и взаимопониманием своих персонажей – и ведь так оно намного прочнее. В общем-то, «Земля изобилия», кажется, выполнена по одному эскизу с «Небом над Берлином», разве что раскрашена не в желто-коричневые тона, а в звездно-синюю полоску, но почерк, старательно выводивший “Als das Kind Kind war…” («когда ребенок был ребенком»), остался неизменным.