cand_orel wrote in kultovoe_kino

Category:

"Трюкач" в главной роли

Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное количество, но вспомнился вот этот — Трюкач (старинного 1980 года выпуска, The Stunt Man в их американском оригинале). 

Фильм позиционируется как комедийный, но никогда не воспринимался мной, как именно комедия. Главный герой Кэмерон  в исполнении Стива Рэйлсбека (более нигде так ярко не отметившегося) всю жизнь, в том числе экранную, бежит, потому что в противном случае его или убьют, или арестуют. Так было и во Вьетнаме, так происходит и сейчас на экране. В первом приближении — конечно, такая жизнь катастрофически несчастна; что он (именно Кэмерон) вытворяет в кадре (а в кино снимают кино) на грани жизни и смерти — нисколько ни комедийный образ (у Стива Рэйлсбека)! Но вот этот тонко сыгранный безбашенный нюанс, убедительно отражающий его своеобразную жажду жизни и любви, его поиск и вера в сказку, которую дает всем нам и ему кинематограф и режиссер Элай (Питер О’Тул), он всё расставляет по своим местам.

Итак, всё начинается прекрасным жарким летним утром, когда все (и люди, и животные, и природа) пребывают в спасительном от жары уединении и бездействии на фоне легкой приджазованной музыки, едва слышной за кадром. И на фоне этой красоты и безмятежности как преступники куда-то крадутся копы. Так и есть — они явно хотят помешать Кэмерону насладиться игрой на автомате в прохладном кафе посредством наручников и ареста. 

Так и есть — в мелодии появляется новый тревожный и романтический мотив, а Кэмерон — понятно, что бегать ему не привыкать, опять стартует; и картина сразу срывается  в бешеный ритм. Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви. Ой, это из другого фильма... Но результат всё тот же. Главный герой спасся и прибежал к мосту, где его опять подстерегает опасность. 

В итоге — случайным образом Кэмерон жив, от машины в реке пузырьки, и рядом с мостом кружит вертолет с киношниками; так Кэмерон попал на съемочную площадку, а, можно сказать, и прошел кастинг.

Дальше так подробно рассказывать не буду, так, может быть —  фрагментарно, всё-таки этот фильм своим нелогичным течением и прекрасным музыкальным сопровождением (Доминик Фронтир) создает некую ауру достоверности происходящего, что мне на слово не поверите, а вот глазам своим — да. Так что — смотреть, смотреть, смотреть (уже забыли всё с 80-го года).

Безусловно, очень шокирует наблюдаемая Кэмероном сцена боя на морском берегу. Когда вдруг случайно начинают взрываться ящики с боеприпасами...

Дым рассеялся, и на берегу во всей неприглядной красоте и безобразности произошедшего наблюдаются искалеченные тела и разбросанные конечности только что живых бойцов (каких бойцов? артистов?). И в момент какого-то особенного обостренного отвращения от смакования камерой столь гнусной картины нам показывают шуточку, просто шуточку, разряжающую вдруг ситуацию (ну нельзя так и с этим шутить). Бойцы (артисты?) откапываются из песка, собирают свои «конечности», со смешками и прибаутками покидают площадку...

В принципе на фоне таких событий (где правда, где ложь?) режиссер Элай быстро вербует наивного афериста Кэмерона в съемочную группу трюкачом, тем более, что Элай тут же практически спас Кэмерона от нагрянувшей полиции. 

Плюсом надо отметить, что Элай навешал красивейшую философскую лапшу и главному герою, и нам зрителям о сказке кино; он ведет как бог себя на съемочной площадке, и он действительно бог на съемочной площадке.

Тут подспудно понимаешь, что фактически Кэмерон обязан Элаю тем же спасением из рук полиции, что он мелкая сошка в этом фильме и в съемках, что он просто очарован обаянием и баснями Элая, и его банально эксплуатируют при всем его очевидном страхе к происходящему, в чем он вынужден принимать участие иногда просто в слепую. 

И режиссер (не Элай) — Ричард Раш именно фильма Трюкач не стесняется показывать, что Кэмерону безумно страшно; но что-то его удерживает в этой ужасной и красивой сказке... Да, наверное, любовь к народной любимице Нине Фрэнклин (Барбара Херши), которой он тоже не безразличен (или она таким образом стервозничает в отношении Элая, или наоборот помогает Элаю; или всё это удачно и органично совмещает).

А Кэмерон несет ей какую-то чепуху о своих злоключениях, с которых начался его забег по жизни — месть товарищу по бизнесу с какими-то разгромом магазина и рукопашный бой с применением ящика мороженного и последующим обморожением носа у случайного полицейского... Да, опять смешно, если бы не всё было так печально на самом деле. 

А на самом деле вскоре предстоит трюк с автомобилем на мосту — трюк, который Кэмерон сорвал в начале фильма... То есть опять угроза жизни, и уже надо опять бежать, прихватив Нину в багажнике. Утро, съемки на мосту, но Кэмерон предполагает, а Элай располагает:

Нет, Нины не было в багажнике, и Кэмерон выполнил трюк и остался жив, и он требует от «бога» свою тысячу долларов!

Ну, что поделаешь — видимо человек за это и любит жизнь, зная, как можно в ней выживать.

И чуть музыки, и чуть трюков... Смешно?!

Да, и не надо забывать слоган фильма с обложки: «Если бы Бог мог делать то, что можем мы, он был бы счастливым человеком ...»

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.