cand_orel wrote in kultovoe_kino

Categories:

"Игры разума" во имя "A Beautiful Mind"

«В мире нет ничего, что можно знать наверняка. Это единственное, что я знаю наверняка» Д. Ф. Нэш

Умные люди интересны, как и истории о них, в том числе кинематографические. Поэтому смотрел с заведомо положительным восприятием, и теперь хочется поделиться своим позитивным отзывом.

Единственно, что напрягает так это возможная реакция сомнительных «знатоков» темы. Как о фильмах как-либо соприкасающихся с наркоманией, где мои оппоненты как бы уличают меня в невозможности «поднять» тему, не будучи активным участником процесса, тем более без утреннего приёма дозы с утра и натощак (слава богу нет возрастной категории «наркоман+»).

Так и тут я опасаюсь, что меня заподозрят в отсутствии опыта активного шизофреника, которому в силу отсутствия данного недуга  не понять в полной мере ни главного героя; ни масштаб научных проблем, порешанных им же; а так же и драматических событий его насыщенной жизни. Извините, тем не менее…

И так чудовищный сплав незаурядного ума и шизофрении - и разум «заиграл» новыми гранями.

При этом хочу сказать, что в плане развития общей эрудиции ознакомился с фактами жизни реального прототипа Джона Форбса Нэша, чтобы детальнее понять исходные замыслы и фактические реализации авторов фильма. Нет, книгу, по которой написан сценарий, читать принципиально не стал.

Не то, что не люблю читать, но не в таких объемах – «поднять» сие, по-моему, уже какой-то лёгкий симптомчик заболевания, присущего главному герою. И потом его научный труд, объемами поменьше будет – лучше уж его осилить (вот уж воистину: краткость – сестра таланта).

И прежде, чем приступить к описательной части моего повествования, хотел бы прежде сделать ряд аналитических заметок по поводу и без повода.

Во-первых, опять о смысловых нагрузках перевода, где в оригинале звучит «A Beautiful Mind»…

И чуть ли не с начала фильма герой находится в поисках оригинальной идеи (original idea) для своего поприща. Согласитесь, что «beautiful mind» – практически синоним «original idea», а вот «игры разума» убежали достаточно далеко по смыслу…

Во-вторых, был поражен достоверностью математического аппарата, присутствующего на протяжении всего видеоряда в фильме (это реальный Джон Форбс Нэш).

Так вот выяснил, что для написания формул в фильм действительно приглашали консультанта, он-то их и воспроизвел для декорации. Правда, там опять упреки были от кинозрителей, что на достаточно длинном периоде жизни формулы на доске не меняются.  Так вот, вчера на работе обратил внимание, что уже с год назад что-то яростно объяснял сотрудникам с рисованием на доске – «иероглифы» целы до сих пор.

В-третьих, фильм – достойный гимн или ода математике. Начать с произнесенной в фильме фразы, что математики выиграли войну… И сразу же вспомнилось марксово - «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой». 

И вот тут именно тот случай… Не было бы такой науки, как теория игр (раздел прикладной математики, математический метод изучения оптимальных стратегий в играх; методы теории игр находят применение в международных отношениях, экономике, реже в общественных науках — социологии, политологии, психологии, этике, юриспруденции и других) без этого математического аппарата. Как не было бы, к примеру, цифровой электроники без алгебры логики. Хочу особо подчеркнуть эту миссию фильма.

В-четвертых, фильм — достойный своих авторов и актеров. Ну, актёров, безусловно, мы все увидели и по достоинству оценили. Я – про режиссера —  Рональда Уильяма (Рона) Ховарда (Ronald William «Ron» Howard).

Немного напомнить - «Аполлон-13», «Нокдаун», «Гонка», «Игры разума», «Код да Винчи», «Ангелы и демоны», «Инферно». Со всем справился.

В-пятых, всё-таки про актеров и сопутствующий реквизит. Грим – и соответствие, даже чисто внешнее — идеально.

В-шестых, об отклонениях от биографии, кстати, одобренных Нэшем (фильм снят при жизни). Да, там говорят, что «глюки» у него были звуковыми, и это не соответствует реальности… Но, как тогда снять фильм? (тут – да, могли быть понять только шизофреники). Надо отметить, что биография у Нэша была поразнообразнее, показанной в фильме. Начать с того, что с браком всё обстояло не так практически благодатно, как в фильме – реально супруги несколько раз сходились и расходились (в частности на момент съемок фильма). 

Потом ещё же Нэш искал политического убежища в Европе (в том числе в ГДР); с учетом его посадок в психиатрическую лечебницу – прямо-таки диссидент по нашим отечественным реалиям. Был всё-таки экстрадирован в США. 

Что касается достаточно длинного сюжета фильма по поводу шпиономании и атомной истерии… По-моему, авторы хотели здесь больше обозначить социальные проблемы всего американского общества того времени – что всё общество сошло с ума…

В-седьмых, судьба настоящего Нэша не исчерпывается этим фильмом. Да, в 1994 году он поучил Нобелевскую премию в области экономики (кстати, он там не выступал по состоянию здоровья и психики – ограничились проведением семинара). В 2015 году Нэш получил высшую награду по математике — Абелевскую премию — за вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений. И жизнь его закончилась не возрастными причинами – он погиб 23 мая 2015 года (на 87 году жизни) вместе с супругой, Алисией Нэш (ей было 83 года) в автомобильной катастрофе.

В-восьмых, о справедливости в жизни… В социологической теории рационального выбора отдельно подчёркивается, что устойчивое состояние общества (социальное равновесие) может отличаться от оптимального (социальный оптимум). Такие неоптимальные, но устойчивые состояния и называют в социологии равновесием Нэша. Так что – всё по науке.

Ну, и всё-таки о фильме чуть-чуть.

В 1947 году Джон Нэш (Рассел Кроу) поступает на учебу в Принстон с короткой рекомендацией, что «он — гений математики», и вместе с другими математическими вундеркиндами, уже не по возрасту отличившимися в военной истории. Нэш не так известен как его сокурсники, не столь успешен даже в игровых противостояниях им. 

Видно, что он неординарен (или неадекватен?); его отличает нелюбовь к людям, и они ему отвечают взаимностью. Единственно с кем он поддерживает дружеские отношения – сосед по комнате Чарльз Герман (Пол Беттани), единственный человек, укрепляющий Нэша всю жизнь в его гениальности.

А надо сказать, что успехи Нэша в сравнении с показателями его сокурсников не столь велики, но он не ищет решения банальных задач, он ищет  в отличии от них оригинальную идею. И в то время, как все «нормальные пацаны» просто пьют пиво и развлекаются с девчонками (а Нэш с ними прямолинеен до окорблений, и имеет неуспех), наш студент не выпускает книги из рук в поисках своей идеи фикс.

И вот надо же в разборе ситуации потенциальных знакомств он пытается сформулировать стратегию коллективного поведения парней, добивающихся расположения одной и той же девчонки в дамской компании. И вывод таков, что в этой игре для получения взаимного выигрыша и парней, и девчонок рациональнее парням выбрать отнюдь не «звезду» - выигрыш будет для всех оптимален, а обиды минимальны.

И эта случайная идея Нэша дает толчок для его дальнейшего научного поиска в теории игр. С этими идеями в поисках соответствующего аппарата он изрисовывает все доступные пространства математическими выкладками и в итоге пишет статью, позволяющую ему выйти в лидеры своей студенческой группы.

И дальше – прекрасная карьера — Массачусетский технологический институт со всеми вытекающими последствиями: своя новаторская тема, лекции студентам и прочее. Здесь он и нашел свою любовь (вернее она его – робкого такого) – Алисию (Дженнифер Коннелли), достаточно нестандартные их амурные обхождения и взаимоотношения переросли в брак, родился наследник великих идей.

Стал навещать Нэша и студенческий друг Чарльз вместе со своей племянницей Марси. В общем жизнь сложилась… Если бы не вдруг возникшие планы Пентагона на Нэша.

Тут и задача поиска советских шпионов и их шифрованных сообщений в открытой прессе, и успехи в открытии и расшифровке этих диверсий, и льстивые фразы военных – «гении знают ответ на вопрос, который еще не задан», и приставленный к нему агент Парчер (Эд Харрис). 

Который сводит всю жизнь Нэша к практическому и безумному поиску и расшифровке скрытой информации, что развивает в Нэше явно видимую шпиономанию и страх преследования.

Нэш уже и на людях ведет себя неадекватно, и на определенном этапе после постыдной беготни по институтскому кампусу и рукоприкладства попадает в психушку.

И наблюдающий его медицинский светило открывает Алисии, что сокурсник Чарльз вместе со своей племянницей, а так же агент Парчер – наваждения разума Нэша и отсутствуют в реальной жизни. Впрочем Алисия и сама находит заметные подтверждения «шизы» своего спутника жизни.

А дальше что? Жесткая терапия и убийственные препараты, которые убивают мозг Нэша; соответственно, потеря работы и длительное домашнее затворничество… Попытка прекратить прием препаратов оборачивается появлением призраков прошлого и их новым участием в  разрушении судьбы. Опять – психиатр. Но проблеск какой-то логики в мощнейшем разуме Нэша – он смог принять свою болезнь и смог научиться анализировать действительность на предмет вычленения из неё призрачных персонажей (племянница Марси, к примеру – не взрослеет). Нет, они не ушли, они рядом, но он их уже не слушает.

И бывшие институтские друзья помогли – Нэш стал посещать институт, поначалу библиотеку, а потом работать со студентами и преподавать. И в итоге по истечении порядочного срока – признание профессорско-преподавательского состава (церемония дарения ручек, которую он однажды уже видел в молодости относительно старшего тогда коллеги).

А потом и Нобелевка. За «Анализ равновесия в теории некооперативных игр» (вместе с Райнхардом Зельтеном и Джоном Харсаньи). Речь.

А Чарльз, Марси, Парчер – в зале и всегда рядом… 

2015 (за рамками фильма) - Абелевская премия (Abel Prize) — премия по математике, названная так в честь норвежского математика Нильса Хенрика Абеля. Основана правительством Норвегии в 2002 году, и, начиная с 2003 года, ежегодно присуждается выдающимся математикам современности. Денежный размер премии сопоставим с размером Нобелевской премии и составляет 6 млн норвежских крон (€559 600 или $657 200). Джон Ф. Нэш-мл. — «за яркий и оригинальный вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных и её приложения к геометрическому анализу».

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.