cand_orel wrote in kultovoe_kino

Category:

Прощальный квартет

Да... фильм нудный; много диалогов и разговоров в закрытых пространствах; ни капельки экшена; музыка вообще классическая; словом, фильм - прекраснейший.

И вот еще, на восьмой просмотр этого фильма обратил внимание на забавное, с моей точки зрения, построение фильма - он содержит как-бы скрытые эпиграф и постскриптум, а все что между ними не требует тогда дополнительного разъяснения и вникания в логику поступков и мотивацию поведения.

Итак, Прощальный квартет - Late Quartet (по-английски лучше и понятнее).

Фильм начинается, как я уже сказал с эпиграфа... 

Монолог Кристофера Уокена (Peter Mitchell) о 131 квартете Бетховена. Конечно, об этом квартете много можно что сказать, поэтому сразу думаешь больше об этом музыкальном произведении и Бетховене, чем прислушиваешься к словам Кристофера Уокена, поэтому и пропускаешь самое важное.

Тут надо сразу сказать, что Кристофер Уокен очень органичен и достоверен (это, на мой взгляд - дилетанта, не получившего должного музыкального образования) в своей роли опытнейшего участника квартета и одновременно наставника практически всех героев-музыкантов в фильме . А надо сказать, что знавали мы и другие роли Кристофера, начиная с фильмов еще на VHS. Не такие они (роли) были... Да и следует отметиться, что в 2012 году параллельно с Late Quartet вышел фильм «Семеро психопатов» - уж его-то все посмотрели. Два разных фильма - две разные роли, но о психопатах я писать не буду (пока не буду, Уокен и там - хорош).

Так что он там говорит вначале Late Quartet?

А говорит, что квартет очень длинен, содержит семь частей, но Бетховен настаивал, чтобы музыканты играли его без перерыва. А проблема-то том, что за это время инструменты хочешь не хочешь, но расстраиваются. А музыкантам что делать? Приноравливаться и приспосабливаться, но доигрывать... настраивать инструменты некогда.

И вот собственно струнный квартет «Фуга», в котором играет он сам, двое его учеников (первая скрипка и альт) и муж альтистки (вторая скрипка), готовится к своему новому 25-му юбилейному сезону.

И этот «живой» квартет «Фуга» по такой долгой творческой жизни подобен в своем состоянии тем исполнителям, что доигрывают абстрактный Бетховенский квартет.

И тут, естественно, степень расстроенности или ненастроенности музыкантов в «Фуге» различна и многообразна, но присутствует практически у всех.

Сам виолончелист Peter Mitchell (Кристофер Уокен) с «нетерпением» ждет в гости Паркинсона и мечтает как-нибудь подлечиться и доиграть квартет — и «Фугу», и конкретно 131-ый опус. И уже найти себе замену, чтобы сохранить «Фугу».

Вторая скрипка Robert Gelbart (Филип Сеймур Хоффман, что-то стали мы его уже незаслуженно забывать), плавно и неизбежно прорастающий в кризис среднего возраста, страстно хочет стать первой скрипкой, взять и бросить играть по нотам для освежения ощущений романтики и, вообще, «тайно посещает любовницу». Прежде, чем о «герое», все-таки о Хоффмане – безупречен и колоритен в своей роли. И в образе музыканта, в котором взыграли амбиции, которого не устраивает хвала его гениальности на вторых ролях. И в образе мужа, который и в семье «второй скрипкой». И в образе мужчины, ищущего выход из своего возрастного кризиса различными путями: от возрождения романтики в профессиональной деятельности до новых знакомств вне семьи. Да и как отец - авторитетен и внезапно интересен дочери (Alexandra Gelbart - Имоджен Путс), осваивающей мастерство скрипки в классе Кристофера Уокена.

Альт Juliette Gelbart (Кэтрин Кинер)... Кроме того, еще жена и мама, уставшая от такой жизни, но не потерявшая интереса к музыке и живущая квартетом «Фуга», готовая устало спорить и лениво ссориться ради эталонного звучания квартета даже и с мужем.

Первая скрипка Daniel Lerner (Марк Иванир), пожалуй, единственный «исправный инструмент». В постоянных репетициях и в завидной форме; энтузиаст и фанатик не только музыки, но и собственно скрипки, как инструмента;  с расписанной до мелочей партитурой по исполнителям; всегда серьезен и собран. Идеальная первая скрипка и руководитель.

Но до поры, до времени. Пока не пришла на учебу к первой скрипке упомянутая дочь Alexandra (подгоняемая мамой и папой, и руководителем ее класса Уокеном); пока ее папа Хоффман не начал требовать романтики и от жизни, и от первой скрипки. Первая скрипка не отказалась от романтики именно с Alexandra. Вот и последний «инструмент» расстроился.

А уж как история «молодых» влюбленных всплыла на репетиции квартета, то уже и до мордобоя дошло, а Кристофер Уокен и поразгонял своих безалаберных учеников. Не квартет, а какофония какая-то!

Дальше, конечно, не показывается тонкая настройка «инструментов» в квартете «Фуга», но можно догадываться, кто был этим настройщиком, кому этот юбилейный 25 сезон нужен был напоследок и больше всех.

И дочь Alexandra смогла объяснить Иваниру, что первая скрипка должна быть только первой скрипкой.

И вторая скрипка с альтом вспомнили, что они – семья (правда, уже на концерте).

И замена занедужившей виолончели нашлась, и была ярко представлена на концерте же.

Словом, как не тяжелы и продолжительны были эти квартеты – и «Фуга», и 131-ый опус; как не суровы были эти композиторы – и Бетховен, и судьба; но инструменты и «инструменты» настроились и справились.

Но не все так просто… И не должно в таком фильме все стать просто… В конечных кадрах фильма я увидел (или придумал себе) некий постскриптум.

Уже в новом составе первая скрипка закрывает ноты – может быть это дань уважения второй скрипке, но мне кажется, что это – упрямый жест принятии романтизма и, соответственно, открытость продолжению возникших его романтических отношений.

Вторая скрипка и альт поняли, что все эти бытовые неурядицы не выше искусства.

А покинувший квартет виолончелист с оптимистическим настроем общается с талантливой дочерью талантливых родителей. И как-то сразу понятно, что Кристофер Уокен отыграл не только свой 131-ый опус, но и «Фугу». А дальше будет другая «Фуга», и это именно его уже не беспокоит. Он закончил свой опус.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.