Мария Демидова (lunnoe_sozdanie) wrote in kultovoe_kino,
Мария Демидова
lunnoe_sozdanie
kultovoe_kino

Соль Земли

Оригинал взят у lunnoe_sozdanie в Рецензия на "Соль Земли"

Споры о том, стоит ли противопоставлять документальное кино художественному, периодически возникают, наверное, с самого рождения кинематографа. Но, кажется, новая картина Вима Вендерса должна положить им конец. Фильм, по большей части основанный на репортажных фотографиях и интервью с их автором, выполнен на таком высоком художественном уровне, какого достигает далеко не всякая игровая картина.

Наверное, одна из главных сложностей при создании документального фильма – построение композиции, превращение фактов реальной жизни в увлекательную историю с обязательными завязкой, кульминацией и развязкой. Особенно если авторская задача выходит за рамки простого информирования зрителя о том, что в какой-то исторический момент происходили некие события.

История жизни одного из самых известных фотодокументалистов современности Себастьяна Сальгадо, пройдя через призму режиссёрского взгляда Вима Вендерса, приобрела невероятную кинематографичность. Фильм медленно и неотвратимо погружает зрителей одновременно в историю фотографа, в историю человечества и в историю планеты. И сложно сказать, что первостепенно. Здесь одно дополняет другое, и все элементы неразрывно связаны и переплетены.

«Соль Земли» начинается с фотографий огромного золотого карьера с тысячами копошащихся в нём людей, на общем плане напоминающих муравьёв. А ближе к концу на экране возникнет лапа игуаны, так похожая на человеческую руку в рыцарском доспехе. Человек – такая же часть природы, как животные или растения. Однако чтобы прийти к этому выводу, зрителям вместе с героем картины предстоит пройти непростой путь.

Биография Себастьяна Сальгадо поначалу кажется довольно обычной: детство на обширной бразильской ферме, получение экономического образования, любовь к женщине, которая станет спутницей всей жизни, вынужденная эмиграция из-за обострившейся политической обстановки в родной стране… Однако после того, как в руки Себастьяна практически случайно попадает фотокамера, в его жизни открывается новая полоса. Во время многолетних тяжёлых экспедиций Сальгадо предстоит заглянуть в бездну человеческого отчаяния, запечатлеть картины голода, болезней, смерти, кровопролитных войн, осознать своё призвание и разувериться в нём, разочароваться в человечестве и вновь найти в себе силы примириться с ним, обратившись к совершенно новому для себя фотографическому жанру и найдя новый смысл жизни.

Фильм по большей части состоит из фотографий Себастьяна Сальгадо, которые уже сами по себе оставляют глубокий след в памяти. А прочувствованные комментарии автора расширяют контекст снимков и тем самым усиливают впечатление. Благодаря им зритель не только проникается состраданием к изображенным на фотографиях людям, но и особенно остро сочувствует «кризису веры», который испытывает репортер.

Поначалу «Соль Земли» кажется просто последовательным рассказом о жизни отдельно взятого человека. Однако за этой простотой видится огромная работа, проделанная режиссёром как при отборе и компоновке фактов из биографии героя фильма, так и при создании видеоряда. Рассыпаясь в комплиментах репортёрской меткости и художественной тонкости фотографий Сальгадо, Вим Вендерс создаёт безупречное визуальное произведение, служащее достойной оправой многочисленным показанным в кадре работам репортёра.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments