Автор сценария и режиссер - Ларс фон Триер
Продюсер - Вибеке Винделёв
Оператор - Энтони Дод Мэнтл
Монтажер - Молли Малене Стенсгорд
Художник-постановщик - Питер Грант
Художник по костюмам - Манон Расмуссен
Роли исполняют:
Брайс Даллас Хауард - Грейс / Исак де Банколе - Тимоти / Дэнни Глоувер - Вильгельм
Уиллем Дейфо - отец Грейс / Михаэль Абитбуль - Томас / Лорен Бакалл - Мама
Жан-Марк Барр - мистер Робинсон / Джеффри Бейтман - Берти / Верджил Брэмли - Эдвард
Рубен Бринкман - Бинго / Донья Кроль - Венера / Джереми Дейвис - Нильс
Мона Хэммонд - старая Вильма / Джинни Холдер - Элизабет / Джон Херт - рассказчик
Эммануэл Идову - Джим / Зелько Иванек - доктор Хектор / Тедди Кемпнер - Джозеф
Удо Кир - мистер Керсп / Рик Лаунспах - Стэнли Мейс / Сюзетт Ллуэллин - Флора
Чарлз Макиньон - Бруно / Джозеф Майделл - Марк / Джейвон Принс - Джэк / Клайв Роу - Сэмми
Клое Севиньи - Филомена / Нина Сосанья - Роуз / Ллуэлла Гидеон - Виктория
СИНОПСИС
Странная и огорчительная история плантации Мандерлей. Мандерлей располагался на малонаселенной равнине где-то в самом сердце юга США. В 1933 году Грейс с отцом покинули городок Догвилль, которому Грейс вынесла незабываемый приговор: "Если где-нибудь есть городок, без которого мир стал бы чуточку лучше, так это он", - и отправились в сторону дома, к большому городу Денверу. Но... Отец Грейс и его армия провели всю зиму в тщетных поисках новых охотничьих угодий, и сейчас, в первый месяц весны, они едут на юг в последней попытке найти подходящее место, где они могли бы обосноваться. Их машины случайно останавливаются в штате Алабама перед большими железным воротами с толстой цепью и висячим замком. Рядом с воротами засохший дуб возвышается над глыбой камня, на которой высечено: "Мандерлей". Когда Грейс, ее отец и его люди собираются пуститься в путь после короткого отдыха и быстрого обеда, к машине подбегает молодая чернокожая женщина. Она стучит в окно Грейс. Она в отчаянии молотит кулаками по стеклу. Грейс выходит из машины и, пренебрегая советом отца, входит вслед за девушкой в ворота Мандерлея и находит там группу людей, которые живут так, словно рабство с его белыми хозяевами и черными рабами не было отменено семьдесят лет назад. Грейс решает вмешаться, несмотря на то, что ее пытается предупредить старый раб Вильгельм, прислуживающий в доме. Он формулирует свой страх перед будущим следующим образом: "В Мандерлее мы, рабы, ужинаем в семь; в котором часу люди принимают пищу, когда они свободны?" Грейс с трудом верит тому, что видит во дворе Мандерлея. Белый надсмотрщик Стэнли Мейс привязал молодого негра Тимоти между двумя столбами ограды для порки. Грейс приказывает ему прекратить это безобразие и оказывается лицом к лицу с хозяйкой плантации - престарелой дамой, известной под именем Мама, которая нацелилась в нее из ружья. Подручные ее отца берут контроль над ситуацией в свои руки. Оказывается, что Мама слаба и умирает. В своей спальне она просит Грейс уничтожить старую книгу, спрятанную под матрасом. Грейс отказывается выполнить ее желание. Мама умирает, и Грейс обнаруживает, что плантация управлялась по этой рукописной книжке "Закон Мамы" - кодексу поведения и бесчеловечной хронике, детально регламентирующей внешний вид и поведение многих поколений рабов в Мандерлее. Грейс искренне верит, что ее долг - возместить рабам страдания и несправедливость, которые они претерпели от рук ее соплеменников. "Мы привезли их сюда, мы жестоко обращались с ними и сделали их такими, какие они есть", - говорит она отцу. Она решает остаться в Мандерлее, чтобы помогать им, пока они не соберут первый урожай. Отец неохотно оставляет там Грейс вместе со своими четырьмя подручными и адвокатом, предупредив ее, что не станет помогать ей так, как помог в Догвилле, - о чем он спешит ей напомнить, - когда ее планы спасения Мандерлея кончатся крахом. Но... Контроль над Мандерлеем ускользает у нее из рук, и в поиске ответов она обращается к "Закону Мамы". И снова Вильгельм формулирует результаты идеализма Грейс и разговоров о демократии и свободе для бывших рабов, которые она вела: "Америка не была готова признать нас, негров, равными семьдесят лет назад и по-прежнему не готова, и, судя по всему, не будет готова еще сто лет! Я боюсь, что унижения, которые припасла для нас - свободных цветных - эта страна, превзойдут самый смелый полет фантазии. Поэтому мы поставили вопрос на голосование. И мы решили, что сделаем в Мандерлее шаг назад и восстановим старый закон!". Он сообщает Грейс, что бывшие рабы проголосовали за то, чтобы она стала их новой Мамой. Они ожидают, что она откажется, а когда она это сделает, они поступят так, как поступила она: применят силу как средство убеждения. На вопрос Грейс: "Вы собираетесь держать меня в заключении?" - Вильгельм тихо отвечает: "Только до тех пор, пока вы не поймете - так как вы хотели заставить нас понять. Ворота починены и заперты. Ограда в хорошем состоянии, но конечно она не очень высока, поэтому нам, вероятно, придется приглядывать за вами. (…) Насколько мы, по-вашему, глупы, мисс Грейс? Слишком глупы, чтобы смастерить лестницу, если бы мы и правда хотели сбежать? Ради всего святого, неужели вы и правда считаете, что даже спустя семьдесят лет мы не способны сами освободиться? Мы сделали бы это, будь в этом смысл!". Так что в конце концов, чтобы сбежать, Грейс пришлось воспользоваться средствами и тактикой, которые она более всего презирала. И все вернулось на круги свои.
ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
В работе над рукописью "Догвилля" источником вдохновения для Ларса фон Триера служила пьеса Бертольта Брехта и Курта Вайля "Трехгрошовая опера" (1928). Однако сюжет "Мандерлея" частично подсказан предисловием к всемирно известной фривольной книге Полин Реаж "История О.", которое написал Жан Полан - прозаик, член Французской академии и критик. Предисловие Жана Полана называется "Счастье в рабстве" и начинается с описания бунта, случившегося на острове Барбадос в 1838 году. История его такова. Как-то рано утром несколько "негров" - мужчин и женщин, которым закон недавно предоставил свободу, пришли к своему бывшему хозяину, некому мистеру Гленелгу, и попросили снова сделать их рабами. Поговорив с ними, мистер Гленелг отказался удовлетворить их требование. Никто не знает, сделал ли он это из страха, из совестливости или просто потому, чтобы был законопослушным человеком. Его бывшие рабы начали применять к нему физическую силу - поначалу умеренно. Но позднее он и его семья были жестоко убиты этой группой, и тем же самым вечером негры вернулись свои старые жилища, где начали разговаривать, есть и работать так, как делали это до отмены рабства. Также определенное влияние на Ларса фон Триера произвел его соотечественник датский фотограф и писатель Якоб Хольдт и его вызвавшая споры книга "Американские картинки".
ДЕКОРАЦИЯ
Как и в "Догвилле", действие происходит на сцене - на разрисованном полу с немногочисленными декорациями и реквизитом. Рисованный задник является большим занавесом. Огромный пол покрашен в белый цвет, а названия улиц, различных мест плантации и жилищ ее обитателей написаны черным: Сад Старухи, Персиковая Оранжерея, Курятник, Красная Глина, Большая Крыша, Тропинка в Конюшню, Стол Рабов, Колодец Люцифера, Баня, Любимые Магнолии, Виктория и Берт, Джэк и Роза (семейные хижины)… Здесь мало стен, нет дверей, есть только один невысокий деревянный забор, окно с разбитым стеклом, несколько самых простых столов, кроватей и уборных, ворота, высокий дуб, колодец и осел Люцифер. Духэтажный хозяйский дом с колоннами и вырезанной надписью "Очень мало могу я дать" был выстроен наподобие огромного кукольного домика с лестницами, дверями, мебелью и камином. Именно здесь, в этих простых декорациях, развертывается драма Мандерлея.