Георгий Долмазян (dolmazyan) wrote in kultovoe_kino,
Георгий Долмазян
dolmazyan
kultovoe_kino

  • Mood:
  • Music:

Рубрика "Премьеры сезона"

МАНДЕРЛЕЙ (Manderlay)

Автор сценария и режиссер - Ларс фон Триер
Продюсер - Вибеке Винделёв
Оператор - Энтони Дод Мэнтл
Монтажер - Молли Малене Стенсгорд
Художник-постановщик - Питер Грант
Художник по костюмам - Манон Расмуссен

Роли исполняют:
Брайс Даллас Хауард - Грейс / Исак де Банколе - Тимоти / Дэнни Глоувер - Вильгельм
Уиллем Дейфо - отец Грейс / Михаэль Абитбуль - Томас / Лорен Бакалл - Мама
Жан-Марк Барр - мистер Робинсон / Джеффри Бейтман - Берти / Верджил Брэмли - Эдвард
Рубен Бринкман - Бинго / Донья Кроль - Венера / Джереми Дейвис - Нильс
Мона Хэммонд - старая Вильма / Джинни Холдер - Элизабет / Джон Херт - рассказчик
Эммануэл Идову - Джим / Зелько Иванек - доктор Хектор / Тедди Кемпнер - Джозеф
Удо Кир - мистер Керсп / Рик Лаунспах - Стэнли Мейс / Сюзетт Ллуэллин - Флора
Чарлз Макиньон - Бруно / Джозеф Майделл - Марк / Джейвон Принс - Джэк / Клайв Роу - Сэмми
Клое Севиньи - Филомена / Нина Сосанья - Роуз / Ллуэлла Гидеон - Виктория

СИНОПСИС
Странная и огорчительная история плантации Мандерлей. Мандерлей располагался на малонаселенной равнине где-то в самом сердце юга США. В 1933 году Грейс с отцом покинули городок Догвилль, которому Грейс вынесла незабываемый приговор: "Если где-нибудь есть городок, без которого мир стал бы чуточку лучше, так это он", - и отправились в сторону дома, к большому городу Денверу. Но... Отец Грейс и его армия провели всю зиму в тщетных поисках новых охотничьих угодий, и сейчас, в первый месяц весны, они едут на юг в последней попытке найти подходящее место, где они могли бы обосноваться. Их машины случайно останавливаются в штате Алабама перед большими железным воротами с толстой цепью и висячим замком. Рядом с воротами засохший дуб возвышается над глыбой камня, на которой высечено: "Мандерлей". Когда Грейс, ее отец и его люди собираются пуститься в путь после короткого отдыха и быстрого обеда, к машине подбегает молодая чернокожая женщина. Она стучит в окно Грейс. Она в отчаянии молотит кулаками по стеклу. Грейс выходит из машины и, пренебрегая советом отца, входит вслед за девушкой в ворота Мандерлея и находит там группу людей, которые живут так, словно рабство с его белыми хозяевами и черными рабами не было отменено семьдесят лет назад. Грейс решает вмешаться, несмотря на то, что ее пытается предупредить старый раб Вильгельм, прислуживающий в доме. Он формулирует свой страх перед будущим следующим образом: "В Мандерлее мы, рабы, ужинаем в семь; в котором часу люди принимают пищу, когда они свободны?" Грейс с трудом верит тому, что видит во дворе Мандерлея. Белый надсмотрщик Стэнли Мейс привязал молодого негра Тимоти между двумя столбами ограды для порки. Грейс приказывает ему прекратить это безобразие и оказывается лицом к лицу с хозяйкой плантации - престарелой дамой, известной под именем Мама, которая нацелилась в нее из ружья. Подручные ее отца берут контроль над ситуацией в свои руки. Оказывается, что Мама слаба и умирает. В своей спальне она просит Грейс уничтожить старую книгу, спрятанную под матрасом. Грейс отказывается выполнить ее желание. Мама умирает, и Грейс обнаруживает, что плантация управлялась по этой рукописной книжке "Закон Мамы" - кодексу поведения и бесчеловечной хронике, детально регламентирующей внешний вид и поведение многих поколений рабов в Мандерлее. Грейс искренне верит, что ее долг - возместить рабам страдания и несправедливость, которые они претерпели от рук ее соплеменников. "Мы привезли их сюда, мы жестоко обращались с ними и сделали их такими, какие они есть", - говорит она отцу. Она решает остаться в Мандерлее, чтобы помогать им, пока они не соберут первый урожай. Отец неохотно оставляет там Грейс вместе со своими четырьмя подручными и адвокатом, предупредив ее, что не станет помогать ей так, как помог в Догвилле, - о чем он спешит ей напомнить, - когда ее планы спасения Мандерлея кончатся крахом. Но... Контроль над Мандерлеем ускользает у нее из рук, и в поиске ответов она обращается к "Закону Мамы". И снова Вильгельм формулирует результаты идеализма Грейс и разговоров о демократии и свободе для бывших рабов, которые она вела: "Америка не была готова признать нас, негров, равными семьдесят лет назад и по-прежнему не готова, и, судя по всему, не будет готова еще сто лет! Я боюсь, что унижения, которые припасла для нас - свободных цветных - эта страна, превзойдут самый смелый полет фантазии. Поэтому мы поставили вопрос на голосование. И мы решили, что сделаем в Мандерлее шаг назад и восстановим старый закон!". Он сообщает Грейс, что бывшие рабы проголосовали за то, чтобы она стала их новой Мамой. Они ожидают, что она откажется, а когда она это сделает, они поступят так, как поступила она: применят силу как средство убеждения. На вопрос Грейс: "Вы собираетесь держать меня в заключении?" - Вильгельм тихо отвечает: "Только до тех пор, пока вы не поймете - так как вы хотели заставить нас понять. Ворота починены и заперты. Ограда в хорошем состоянии, но конечно она не очень высока, поэтому нам, вероятно, придется приглядывать за вами. (…) Насколько мы, по-вашему, глупы, мисс Грейс? Слишком глупы, чтобы смастерить лестницу, если бы мы и правда хотели сбежать? Ради всего святого, неужели вы и правда считаете, что даже спустя семьдесят лет мы не способны сами освободиться? Мы сделали бы это, будь в этом смысл!". Так что в конце концов, чтобы сбежать, Грейс пришлось воспользоваться средствами и тактикой, которые она более всего презирала. И все вернулось на круги свои.

ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
В работе над рукописью "Догвилля" источником вдохновения для Ларса фон Триера служила пьеса Бертольта Брехта и Курта Вайля "Трехгрошовая опера" (1928). Однако сюжет "Мандерлея" частично подсказан предисловием к всемирно известной фривольной книге Полин Реаж "История О.", которое написал Жан Полан - прозаик, член Французской академии и критик. Предисловие Жана Полана называется "Счастье в рабстве" и начинается с описания бунта, случившегося на острове Барбадос в 1838 году. История его такова. Как-то рано утром несколько "негров" - мужчин и женщин, которым закон недавно предоставил свободу, пришли к своему бывшему хозяину, некому мистеру Гленелгу, и попросили снова сделать их рабами. Поговорив с ними, мистер Гленелг отказался удовлетворить их требование. Никто не знает, сделал ли он это из страха, из совестливости или просто потому, чтобы был законопослушным человеком. Его бывшие рабы начали применять к нему физическую силу - поначалу умеренно. Но позднее он и его семья были жестоко убиты этой группой, и тем же самым вечером негры вернулись свои старые жилища, где начали разговаривать, есть и работать так, как делали это до отмены рабства. Также определенное влияние на Ларса фон Триера произвел его соотечественник датский фотограф и писатель Якоб Хольдт и его вызвавшая споры книга "Американские картинки".

ДЕКОРАЦИЯ
Как и в "Догвилле", действие происходит на сцене - на разрисованном полу с немногочисленными декорациями и реквизитом. Рисованный задник является большим занавесом. Огромный пол покрашен в белый цвет, а названия улиц, различных мест плантации и жилищ ее обитателей написаны черным: Сад Старухи, Персиковая Оранжерея, Курятник, Красная Глина, Большая Крыша, Тропинка в Конюшню, Стол Рабов, Колодец Люцифера, Баня, Любимые Магнолии, Виктория и Берт, Джэк и Роза (семейные хижины)… Здесь мало стен, нет дверей, есть только один невысокий деревянный забор, окно с разбитым стеклом, несколько самых простых столов, кроватей и уборных, ворота, высокий дуб, колодец и осел Люцифер. Духэтажный хозяйский дом с колоннами и вырезанной надписью "Очень мало могу я дать" был выстроен наподобие огромного кукольного домика с лестницами, дверями, мебелью и камином. Именно здесь, в этих простых декорациях, развертывается драма Мандерлея.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments