ksekanto (ksekanto) wrote in kultovoe_kino,
ksekanto
ksekanto
kultovoe_kino

  • Mood:
  • Music:

"Мандерлай" - фильм Ларса фон Триера

МАНДЕРЛАЙ.

Вторая (после знаменитого "Догвилля") часть Американской трилогии Ларса фон Триера.
В том же пальто - но та ли Грейс?..



Первое, что хочется сделать, увидев «Мандерлай» - это, конечно, сравнить его с «Догвиллем», поразмыслить, какая часть в чем удачнее и какая актриса лучше справилась с ролью Грейс. Но я не стану этого делать, потому что сопоставлять эти два фильма – все равно что сравнивать мамонта с его бивнями, и отделять одно от другого, если б эти милые животные сохранились до наших дней, точно считалось бы браконьерством.

И не то, чтобы совсем нельзя было сравнить так называемую «декоративную» часть мамонта с «жизненно необходимой» - профессионалы, я полагаю, прекрасно разберутся в строении клеток и структуре клеточной ткани – так же, как, препарировав «Догвилль» и «Мандерлай», можно заметить, что, к примеру, чуть сглажен радикализм нового фон Триеровского Стиля (так, ослик в «Мандерлае» все-таки живой, а не нарисованный мелом, как пес в «Догвилле»; да и самого мела уже нет, а есть лишь черный, уходящий в пустоту фон, на котором, кажется, еще резче, чем в «Догвилле», выделяются герои и реквизит). Но я никогда не была сторонницей такой киноанатомии – если уж рассматривать кино как организм, то я бы причислила себя к физиологам, которым ближе вопрос не «что?», а «как?».

Итак, «Догвилль» для «Мандерлая» - своего рода источник, обеспечивший ему жизнь. И хоть оба фильма более чем самодостаточны, все же, думается мне, без «Догвилля» финал «Мандерлая» растерял бы свою «сочность»… (но тут снова приходится заклеивать себе рот пластырем и накрепко связывать руки гиппократовой клятвой кинокритика: «Не расскажи лишнего!»).

Однако, раз уж наш сегодняшний урок посвящен именно «бивням», придется-таки их от мамонтова туловища как-то отделить, хотя бы в воображении. Когда снимается вторая часть фильма, первый вопрос, которым мы ее встречаем – «Зачем?..». Итак, в качестве основных функций «Мандерлая» (помимо цельности, о которой было сказано выше) я бы отметила:
- оборонительную: если и были претензии к Ларсу фон Триеру насчет затянутости, чрезмерной строгости или жестокости первого фильма трилогии, то теперь подобного рода нападки на его Новый Стиль абсолютно бессмысленны;
- продолжение рода: Мастер не стал ждать, пока кто-то другой пойдет по намеченному им кинопути (и обязательно, по неопытности, свернет не туда) – для начала фон Триер сам проложит надежную дорогу и исследует все, что обнаружит на ее причудливых изгибах;
- декоративную, то есть привлечение – на этот раз не партнера, как у животных, а - нас с вами, зрителей: изысканный, с тонким, острым и порой злым юмором (точнее сказать – сатирой на самого себя), «Мандерлай» прост для восприятия, и в то же время глубок для возможных интерпретаций и аналогий.

Список можно продолжать. Но я, пожалуй, на этом остановлюсь и поручу его вам – в качестве домашнего задания. Тема и время следующего занятия будут объявлены нашим негласным Министром Образования – Маэстро Ларсом фон Триером.
До встречи!
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments