Cinefeelia (cinefeelia) wrote in kultovoe_kino,
Cinefeelia
cinefeelia
kultovoe_kino

Categories:

Американский психопат | American Psycho

Петербургский кинокритик Сергей Добротворский когда-то написал статью про «яппи в опасности». Приводил в пример «После работы» (1985) и «Синий бархат» (1986). Яппи были в опасности и после – «Бойцовский клуб» (1999), - яппи в опасности  и по сей день, взять те же новенькие «Стыд» или «Космополис». И никогда яппи не было так хорошо, как было Патрику Бэйтману в «Американском психопате». 

27-летний Патрик Бэйтман (Кристиан Бейл) каждый день делает себе маски для лица, смотрит порно, качает пресс, не пропускает ни одного ленча в каком-нибудь вычурном ресторане, меряется визитками со своими друзьями-коллегами вице-президентами, ровным счетом ничего не делает на работе и получает огромные деньги. Его единственный более или менее друг спит с его невестой, с которой Патрик даже не разговаривает. Это ничего, потому что Патрик спит с невестой другого «молодого и преуспевающего», которому невеста, в общем, и не нужна ибо, судя по всему, он - педик. В свободное от всего этого время Патрик любит только две вещи, причем делает их одновременно: философствует о музыке и убивает людей.

Untitled-2



При своем 95-минутном хронометраже, вдобавок не слишком насыщенном фактическими событиями, «Американский психопат» больше напоминает коротенькую историю, анекдот, который начинается стандартно, затем несколько шокирует, а потом рассказчик совсем теряет над собой контроль, и анекдот становится эпицентром катастрофы для любой приличной компании. Проблема, однако, в том – и об этом говорится весь фильм, а в конце и вовсе прямым текстом – что ни в одной приличной компании этот анекдот не дослушали бы до конца. В лучшем случае забросили бы где-то в начале. Там вообще никто друг друга не слушает. Вы всё ещё читаете это? Удивительно!

Только не ищите ничего удивительного про яппи в этом фильме. Все всё о них знают (даже если вы каким-то чудом не знаете этого слова, ясную картину вам дадут первые же строчки в википедии). Мы даже смутно догадываемся о том, что где-то в глубине души (размером примерно с визитную карточку) каждый яппи тоже человек. Задача вынуть это человеческое – уже неплохая драматургическая задача. То, каким образом эта задача здесь решается – вот, пожалуй, самое удивительное в «Американском психопате». Для понимания художественного решения, прописанного Брэтом Истоном Эллисом в романе и перенесенного на экран Мэри Хэррон, нужно понять ряд фактов. Во-первых, кетчуп и кровь идентичны в мире кино. А во-вторых, в  нашем настоящем мире удар в морду как единица коммуникации примерно равен разговору по душам, а хорошая драка – страстному сексу. Из первого следует, что на протяжении всего фильма отвращение в душе зрителя будет причудливым образом соединяться с эстетическим удовольствием, этаким гурманством киномана. Недаром фильм начинается с приготовления блюда, а заканчивается признанием в каннибализме. Более того, подобное сочетание не сочетаемого, плюс настрой создателей, рождают немало комических моментов. Второе же дает нам разгадку ко всей абсурдности фильма. Неосознанно Патрик Бейтман, пританцовывая под музыку и всаживая в человека топор, стремится прервать круг отчужденности, вырваться из своего несуществующего мира и ворваться в чувственный, реальный мир. Все, что ему нужно – это неподдельное общение и внимание. Под таким углом герой Кристиана Бейла даже становится объектом сочувствия.

Впрочем, он стал бы им в любом случае, достаточно посмотреть на игру Бейла. Его персонаж полон жизни и при этом абсолютно к ней безучастен, комичен и страшен одновременно, силен и статен, но при этом жалок и глуп. Он чудовище, но до конца не теряет человечности. Разрываясь между противоречиями, он, наконец, находит в себе человека и жаждет очищающего катарсиса – внимания со стороны этого обезумевшего мира, справедливого наказания за свои преступления. Но получает худшее из всех наказаний – полное безразличие. Вы всё ещё здесь? Круг замкнулся. Анекдот закончился. Всем смеяться.  



Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments