донна Вита (le_donna) wrote in kultovoe_kino,
донна Вита
le_donna
kultovoe_kino

Categories:

"Товарищи" (Италия, 1963)

Этот фильм Марио Моничелли имел большой успех и в Италии и далеко за её пределами, номинирован на Оскар, как лучший иностранный фильм 1963 года, но почему-то совсем неизвестен в России. Даже ни разу по ТВ не показывали. И перевод - любительский - на русский язык появился на просторах интернета только в 2010 году. А между тем кино про классовую борьбу, стачку, угнетение трудового народа и профессиональных революционеров, к тому же снятое на деньги КГБ на деньги советской Югославии - не имея достаточно средств для реализации своего замысла Моничелли прибег к финансовой помощи соцлагеря. Поэтому, лично мне, вначале показался довольно странным тот факт, что "Товарищи" не попали в советский прокат. Я пыталась найти этому объяснение привычно прибегнув к помощи Гугла, но как оказалось в рунете не существует ни одной статьи про эту картину. Одни анонсы. Что ж, попробую исправить эту несправедливость и напишу рецензию самостоятельно.

В фильме полно штампов знакомых советскому зрителю по фильмам о "дореволюционной жизни" 30-х-40х годов: вроде высказываний революционной интеллигенции - "порядочный человек не может не быть социалистом", симпатичных широкоплечих рабочих и шаржированных, резко отрицательных представителей капитала. Пронзительный голос хозяина фабрики вызывает отторжение - на уровне физиологии. А уж резкая смена кадров - от чумазых и голодных детей рабочих - к носатым барышням в кружевах со смехом поедающим пирожные - оказывает должное воздействие. И понимаешь, что это приём, что в жизни - не всегда злые наделены непривлекательной внешностью и визгливыми волосами, да и вообще глупо делить людей по классовому признаку, но что-то вдруг щёлкает в сознании и сам того не желая проникаешься классовой ненавистью к сытым и жирным буржуям.


Место действия Турин, конец 19 века, ткацкая фабрика. Избрано не случайно, ибо именно Турин исторически был в Италии местом начала рабочего движения. Вообще если уж придерживаться фактов, то стачки-забастовки и рабочие волнения потрясли эту местность лет на двадцать позже, во время первой мировой, но тем не менее создатели фильма явно претендуют на историчность, и то и дело вставляют в действие - якобы хронику. На самом деле постановочные кадры удачно заретушированные под старинную съёмку. В общем, жизнь течёт своим чередом рабочие вкалывают за гроши по 14 часов в день, ненавидят хозяев и на просьбу учителя вечерней школы - ну, напишите на доске какое-нибудь побудительное предложение, выводят на доске корявыми буквами "Смерть королю!" Впрочем, дальше злословия по адресу властей и пожелания прострела в поясницу инженеру, рабочие не идут. Хотя собираются, скидываются на помощь пострадавшим на производстве - если кто-то из их товарищей пострадает под ножом станка, пытаются создать что-то вроде профсоюза и кассы взаимопомощи. У них даже есть рабочий актив. Один из рабочих, Мартинетти, призывает товарищей к стачке... но особой поддержки не встречает. Так бы и закончились бы эти разговоры ничем, если бы город не посетил так называемый профессиональный революционер, скрывающийся от полиции Профессор Синигалия. И уже под руководством самоотверженного профессора рабочие бастуют, выдвигают требования хозяевам и даже пытаются захватить фабрику. И хозяевам в итоге приходится пойти к ним навстречу и сократить рабочий день. Ура, победа! Пусть профессор Синигалия в тюрьме, но его место в строю заняли другие - молодой образованный рабочий Рауль и учитель словесности маэстро Диметрио получившие по листочку с адресами-явками и отправившиеся в путь - разворачивать на других фабриках борьбу с угнетателями. Весна - расцветает природа, поезд мчится вдаль, красиво развиваются на ветру волосы красавца Рауля. Если бы фильм закончился на этих кадрах, то пожалуй, он был бы одним из многих идеологических фильмов, профессионально сделанной агиткой высокого качества. Но за этими кадрами следуют другие, почти полностью повторяющие те, которыми начинался фильм - шестой час утра, промозглое утро, рабочие бредут по разбитой дороге, торопясь на фабрику, успеть к гудку. Всё так же, как полгода назад, только не достаёт кого-то.. не всем удалось пережить противостояние с властями. За рабочими захлопываются решётчатые ворота фабрики. Ну, как же, они победители, теперь они трудятся не 14, а 13 часов. Только отчего-то застревает в горле ком. И мимолётные, незаметные моменты фильма приходят на ум. И если вдуматься и присмотреться не так уж однозначно всё то, что происходит на экране.

Вот, например, именно тот самый рабочий, Мартинетти, который первый выдвигает идею - протестовать против хозяев и требовать улучшения условий труда, и яростно выкрикивает - каждый, кто приступит к работе - жопа, - именно он первый ломается при столкновении реальных трудностей, выдаёт своих товарищей хозяевам, лишая их достигнутых уступок.

Или вот тот же профессор Синигалия, так ли он радеет за интересы пролетариата, как говорит об этом? Нет, он, конечно, бескорыстен, только вряд ли - добр. Бородатый профессор первый снимает очки, чтобы пойти "набить лицо" Мустафе, бедному эмигранту, который не может бастовать, потому что у него за душой ни гроша и три дочки. А когда в столкновении на железной дороге гибнет рабочий, один из самых ярких фигур на фабрике, все в трауре, все горюют, и только Синигалия радуется и удивляется - "а почему вы такие грустные? вы что, не видели, что пишут в газетах? это получило общественный резонанс? Это победа - и подтверждает мои выкладки". Человеческие жизни не кажутся профессору слишком дорогой ценой за подтверждение его теории, напротив, жертвы только обостряют классовую борьбу. Справедливости ради - профессор Синигалия и своей-то жизнью не слишком дорожит, да и выкладки делает не в тёплом кабинете. Но всё же.



Photobucket
Нет, не случайно Марио Монтичелли вложил в руки профессионального революционера - дудочку, "старинный инструмент XVIII века". И не у меня одной родилась параллель с гамельским крысоловом. Профессор Синигалия - на самом деле - "страшно далёк от народа", беспомощен в бытовом смысле - даже пуговицу себе толком пришить не может, да и в драке - от него мало пользы. Но тем не менее, он ведёт за собой, и заставляет верить каждому своему слову - прибегая то к риторике, то к жаргону, зачаровывая богатством своего голоса (А голос действительно чудесный у Мастрояни, уж поверьте).

В общем, фильм неоднозначный и непростой. Я задавалась вопросом - осознанно ли Монтичелли хотел показать "изнанку" политической борьбы и дегероизировать образ революционера, или это случайно получилось. Как писали в школьных учебниках - если автор настоящий художник, то его произведение больше и шире его личных взглядов? И вообще, смотрелось ли это тогда, в шестидесятые - дегероизацией, или это только сейчас, спустя полвека видно? На второй вопрос - я нашла ответ в итальянской Википедии - и тогда, было видно, не случайно фильм был назван "неудачным" - и подвергся критике партийной прессы, да и на "Оскар" американцы картину выдвинули отнюдь не за пропаганду идей марксизма.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments