Астра (astra_12) wrote in kultovoe_kino,
Астра
astra_12
kultovoe_kino

"Фауст" впечатление

"Фауст" впечатление
Впечатления от фильма Александра Сокурова

Нелегкая фильма. Другой раз не пойду, и за один-то раз перепахало так, что скорей-скорей записала обрывочно, чтобы не утерять глыбы смыслов, и не скоро вернулась.
Общее ощущение – булыжная мощь средневековья. Выражение лиц, одежда, жилища, неподдельная тяжесть бытия: неотступный голод, насущные хлеб-мясо, их зримая ценность.
Самое начало – огромный мужской член распятого для исследований мертвого тела. Впечатляет. А когда он просыпался, этот зверь? Ярость, мощь, вероломство. Для грубостей и откровенностей средневековья было непреложно, что именно чрез него вершится вселенская тяга, единственная действующая власть, с которой невозможно совладать. Это было ясно и свято, как…гм… божий день. Жизнь должна воплотиться! вопреки ханжеским запретам Йоси (общества).
Женское местечко – ах! эти светленькие спутанные волосишки, трогательные, нежные, грозно необоримые! Покорно склоняется голова мужчины!
Оба преступают.
Фауст в его несытости к Маргарите обыденно, без величия, подписывает-подмахивает кровью Договор, ведущий к цели, как человек, который ежеминутно колеблется среди уровней собственного сознания. Для него, профессора, бьющегося над поиском смыслов – в начале было Слово? Нет? Смысл? Да? – и прозревающего тиски-тупики жестко навязанных представлений, для него, который поклоняется декартову Cogito, ergo sum, сокрушившему божество во имя головного знания… ему ли с его пылающими нравственными муками страшиться Черта с его ловушками? Зато сам Черт в недоумении: кто он такой, этот Человек? Что за сила в нем?
Преступает и Гретхен. Это образ-цветок. О, Маргарита! Как удалось режиссеру сияние озарившей её любви? Как невесома, рассеяна в светлых лучах мироздания ее душа! Назначение жизни коснулось её. Только женщинам ведомо это предощущение. Но и она нечиста. Фауст – убийца ее брата, и это пуще разжигает ее. И вот жизнь торжествует, запреты Йоси взломаны, однако, по их злостному обыкновению, сулят беду. О, Маргарита!
Другие смыслы и посылы.
То, как изменчивы лица, среда, их переливы в игре резких и туманных очертаний, как неощутимы смены внутренних состояний, открытий, колебаний. Все зыблется-меняется, размывается, теряет материальность, у-плоть-няется, рассеивается-высветляется,
То, как изуверски цинично и разумеюще коварно католичество!
То, что вход в иные миры присутствует везде, здесь и сейчас: раз! и ты уже там, и тоже в состоянии осуществляться.
И, наконец, яркое, будто вспышка, счастье русской речи, когда, притерпевшись к немецкому лаю, вдруг слышишь в неказистом возке родные звуки из уст пьяного путешественника на проселочной дороге из России в Париж. Незабываемо, как музыка сфер!
Схожу-ка, пожалуй, посмотрю еще разок.


http://astra.web-bib.ru/
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments