ukrainebabuin (ukrainebabuin) wrote in kultovoe_kino,
ukrainebabuin
ukrainebabuin
kultovoe_kino

Categories:

Гаррисон Бержерон



Год: 1995

Страна: Канада

Режиссер: Брюс Питтман

 Расцвет научной фантастики пришелся на время, когда человек воочию убеждался в громадной величине своих возможностей: атомная бомба, выход в космос, реактивное движение, сложная электроника и т. п.  Поэтому литература и кино в жанре фантастики не были пустым развлечением  - человечество просчитывало варианты своего будущего. Научная фантастика – это надгробный памятник вере человечества в свои силы. Даже мрачная атмосфера знаменитого фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» пропитана научно-техническим оптимизмом. Действие фильма разворачивается в 2019 году. Что мы видим? Роботов, неотличимых от человека, летающие по воздуху автомобили и прочие футуристические штучки, о которых мы теперь можем уверенно сказать: ничего такого в 2019 году не будет. Кто мог подумать, что США добровольно откажутся от космической программы? Да никто. Но это случилось. Будущее оказалось куда более прозаичным. Уже у Стругацких в «Понедельник начинается в субботу» мы видим откровенную пародию на представления фантастов о будущем человечества. Если бы жили по Клиффорду Саймаку, то нынешнее время было бы временем упадка городов, все ушли бы жить в сельскую местность, устраивать свой тихий пасторальный рай футуристических пастухов и пастушек, если по Артуру Кларку, то человек смог бы совершить пилотируемый полет к Юпитеру, тогда как на деле мы не можем добраться даже до Марса, да что до Марса, до Луны, куда после американцев больше никто и не летал. От фантастов ждали точности предсказаний, не понимая, что это только варианты того, что может быть. И после того, как предсказания не сбылись, их стали воспринимать как красивое вранье. Короче говоря, виртуальная реальность научной фантастики редко обретает плоть и кровь и это не пошло ей на пользу. Но есть и исключения.
В 1995 году канадцы сняли фильм по мотивам рассказа Курта Воннегута «Гаррисон Бержерон».  2052 год. Одержимое идеей равенства человечество наконец-то нашло средство сделать людей одинаковыми: их сделали одинаково глупыми при помощи неких металлических обручей, носить которые обязан каждый гражданин. Обруч посылает в мозг специальные сигналы, после воздействия которых носитель с трудом может ответить на вопрос сколько будет дважды два. Но, как говориться, не обходится без паршивой овцы в стаде. Школьник Харрисон Бержерон, как искренне ни старается быть таким же идиотом, как все, у него не получается ничего. Природа берет свое и он, в отличие от многих, не может забыть того факта, что дважды два все-таки четыре, а не шесть и от этого возникают проблемы.
Забавно наблюдать, когда учитель, услышав от ученика правильный ответ, делает расстроенное лицо и осуждающе качает головой, а потом советует сходить к доктору. Еще забавней идея «мозгового центра»  - что-то вроде публичного дома, где приходящий клиент «снимет» девушку на час, чтобы поговорить с ней о Шопенгауэре, импрессионизме или поиграть в шахматы, а за отдельную плату девицы попотчуют посетителя «интеллектуальной стимуляцией». Несмотря на эти моменты  «Харрисон Бержерон» - фильм все-таки пессимистический и трагичный. Не являясь откровенным шедевром, он в то же время поднимает массу вполне злободневных и актуальных вопросов. Это и разделение общества на элиту и «быдло» (в фильме существует администрация, которая не носит никаких обручей и умственно вполне вменяема – должен же кто-то управлять окольцованным человеческим стадом), отупляющее действие массовой культуры и телевидения, зло, таящееся в культуре и развитом интеллекте, цена, которую мы платим за прогресс, положение и роль в обществе людей «выходящих из ряда вон»,  подавление обществом воли отдельной личности  и т. д. Далеко не всякий «шедевр» претендует на такой набор поднятых проблем, но «Бержерон» фильм-то довольно средний.  
Центровой темой картины является идея равенства, доведение ее до абсурда и цена, которая платиться за ее осуществление. Вообще равенство в пространстве фильма на самом деле призрачно. Да, все люди искусственно доведены до полускотского состояния, они глупы, но каждый глуп по-своему. Но даже не в этом дело. Если отбросить «завитушки», связанные с особенностью фантастического жанра, то мы увидим не только невеселую историю исключительного человека в обществе, где нет исключений, но саму современность, где идея равенства и в самом деле доведена до абсурда. Речь о так называемой политкорректности, абсурдных примеров применения которой хоть пруд пруди. Я понимаю, что, создавая фантастический фильм, канадцы опирались на окружающую их реальность с дебилизирующим телевидением, подгонкой личности под определенные стандарты, но, ей-богу, как-то слишком быстро фантастика стала реальностью. 

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments