ukrainebabuin (ukrainebabuin) wrote in kultovoe_kino,
ukrainebabuin
ukrainebabuin
kultovoe_kino

Categories:

ГРАЖДАНИН КЕЙН


Год: 1941
Страна: США
Режиссер: Орсон Уэллс
 
Когда сгоришь, что станется с тобою:
Золой ли станешь мертвой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру,
Уйдешь ли дымом в небо голубое?
Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,
Зачем ты в мир пришел?
…Что пепел скрыл от нас?
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью…

Циприан Норвид, польский поэт
(стихотворение цитируется в «Пепле и алмазе» Анджея Вайды)
 
В этом году классическому фильму Орсона Уэллса стукнуло семьдесят лет. Для 1941 года, это, безусловно, революционная картина, причем гораздо более революционная, чем какой-нибудь «Аватар» для 2009-го. Это касается и построения сюжета, и монтажа, и работы оператора. Впрочем, и сейчас многие режиссерские ходы в «Гражданине Кейне» выглядят вполне современными и дай бог нынешним режиссерам хотя бы приблизиться к такому уровню. Это, конечно, очень важно для понимания того факта, что даже по прошествии стольких лет фильм Уэллса называют лучшим за всю историю американского кинематографа, но это отнюдь не самое главное, поскольку фильм представляет собой не просто историю жизни американского газетного магната Чарлза Форстера Кейна, чью роль блестяще сыграл сам Орсон Уэллс, но открывает глубокую драматичность и даже трагичность человеческой жизни, и неважно  кто ты – магнат, или чистильщик выгребных ям. Всех ждет одинаковая судьба, один финал, одна трагедия. Эта трагедия вызвана не нашим положением в обществе, не нашими поступками, не нашим бездействием, но самим фактом нашей жизни, нашего существования на земле.    
С одной стороны мы видим историю о разрушительной силе богатства и власти, изнанку американской мечты и можем прийти к банальному выводу: не в деньгах счастье, и даже не в их количестве. Действительно Уэллс стремился рассказать о том, что за деньги не купишь ни любви, ни друзей и что американская мечта о самореализации и большом долларе, как признаке жизненного успеха, не столь приятна на вкус, как может показаться на первый взгляд и оборачивается моральным разложением, одиночеством и полным крахом личности. Недаром рабочее название картины было «Американец», что как бы подчеркивало суть проблематики режиссерского дебюта Уэллса. Однако к этой теме американское кино обращалось не раз. Можно вспомнить такие картины как «Казино», «Маленькая мисс счастье», «Красоту по-американски», «Генри Фул», но ни одной из них почему-то не выпала честь быть навечно запечатленными в граните в качестве недосягаемого для подражания образца искусства.
Все-таки, как мне кажется, основная изюминка «Гражданина Кейна» находится вне границ сатиры на американскую действительность. Сюжет картины вертится вокруг загадочного слова «rosebud» - «розовый бутон» - произнесенного Кейном перед самой смертью. Никто не может понять, что оно означает и почему Кейн вспомнил это перед тем, как навсегда расстаться с этим миром, в котором он потерпел полное поражение. Несмотря на все расспросы и расследования, никто так и не узнал, что значит это непонятное слово. Остается только гадать, хотя в конце фильма это уже и никого по-настоящему не интересует.
Всякий человек в этом мире одинок, в независимости от своего характера. Что-то в нас навсегда остается только с нами и больше ни с кем. Это невозможно передать кому-то, поделиться, но и невозможно забыть. «Розовый бутон» - это сани из  детства Кейна, брошенные в огонь рабочими, разбирающими всякий ненужный хлам, оставшийся после смерти хозяина. В камине сгорает эта самая сокровенная тайна жизни Кейна, более того – каждого из нас, - превращаясь в черный дым из трубы. Кейн умер, его тайна больше не нужна никому. Ее приняли за старый мусор. То, что было для тебя целым миром, для других – быть может, всего лишь плевок, размазанный по асфальту. Все самое глубокое и дорогое для нас уходит вместе с нами. Навсегда и безвозвратно. Это и есть неизбежная трагедия всякого человеческого существа.
Поэтому надпись на воротах в усадьбу Чарльза Форстера Кейна - «Вход воспрещен», - появляющаяся в кадре в начале и в конце фильма, бессмысленна. И без нее никто и никогда туда не войдет, никто не углубиться в нашу жизнь дальше, чем мы сами. И тайна наша, и мы сами превратимся в никому не нужный дым и пепел и никаких алмазов в финале вы не найдете, как бы не искали. Норвид был чересчур оптимистичен. Я не знаю более пронзительного фильма о тщете человеческой жизни. «Гражданин Кейн» - великое, и очень, очень грустное кино.

ГРАЖДАНИН КЕЙН 1941/ Розовый бутон/

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment