Tenn (pol_ned) wrote in kultovoe_kino,
Tenn
pol_ned
kultovoe_kino

Category:

Взываю к любви вашей / Oznamuje se laskam vasim / Karel Kachyna / 1988

43.33 КБ
Абсолютно бессовестная мелодрама, даже не пытающаяся избегать штампов своего жанра, но при этом ни разу не вызывающая желания цинично ухмыляться и иронизировать, а вот пересмотреть особо удачные моменты и обсудить – вполне! Вкратце история такова: чешский парень влюбляется в немецкую девушку, а на дворе 1944г. Он живет на списанном корабле и занимается мелкой контрабандой, а она дочка коменданта концлагеря для военнопленных и состоит в гитлерюгент, при этом едва ли не ангел (чуть конопатый) во плоти – стишки читает, на пианино играет и носит трогательные бантики. У ангела в косичках есть жених из карательного отряда и даже у них «было», но замуж она за него не хочет, просто слова молвить не смеет. Чех в Дрездене 40-х годов – это «нац.мен» и «группа риска», охочие до молодого красавца немки на следующее утро вполне могут заявить нечто в стиле «своим поступком я компрометирую свою расу!», но главного героя это не смущает, ведь каждый получает свое. И тут он знакомиться с девушкой, которая вроде и оказалась доступна, но при этом строгих правил, жест хайльгитлер заучен до автоматизма, но никого за второй сорт не держит. Хамоватый чешский люмпен и старшеклассница «из нацистов» пара, конечно, странная, поэтому ничего удивительного, что просто у них быть не может, да и хеппи-энд весьма сомнителен.
42.23 КБ

35.14 КБ
Пересказывая сюжет фильма, невольно поражаешься его четкой направленности именно к мелодраматизму и в то же время понимаешь, что при ином раскладе из той же истории могла бы получиться свинцовая драма о последних днях войны, но авторы явно этого не хотели, гораздо больше их интересовала история любви, век которой очень короток именно потому, что случилась она «тогда» и «с ними». Более того, этот фильм не о том, как больно потерять любимого человека, он о том, как хорошо когда тот есть рядом, он о зарождении этой любви, которая порой вопреки и некстати, но потом без нее уже никак.
29.27 КБ
Возникла мысль, что такой фильм мог быть снят все же только в стране, пережившей войну в реальности, а потому не испытывающей потребности или необходимости в подчеркивании трагичности происходящих событий, ибо сие неоспоримый факт и аксиома. Более того, снят он мог быть именно на закате коммунистического режима, когда страна еще была Чехословакией. От пафоса военных лент к тому моменту уже изрядно устали, потрясений на данную тему никто уже не ожидал, все это давно стало «само собой». Это сейчас память надо «реанимировать», а военная тематика выступает чаще всего в нескольких ипостасях - в качестве попытки возрождения духа патриотизма путем обращения к героическому прошлому (наш вариант), создание новой мифологии (в т.ч. на Западе, где о войне и так не особо знали, а сейчас многие американские подростки свято верят, что войну выиграла их страна, ну это при условии еще, что они в курсе о том, что война вообще была), требующей деталей и подробностей, а потому априори тяжеловесная конструкция выходит, ну и просто как некое фэнтезийное пространство, фон для приключений а-ля «Бесславные ублюдки».
53.40 КБ
Война фильма Карела Кахиня – фон, причем несколько размытый, но не смазанный. Это размытость импрессионистского толка, а не небрежности. Это фильм не об ужасах войны, он о радостях любви, которая войной была уничтожена. И даже не войной – победой, ее взрывными канонадами. Однако фильм оставляет чувство не горечи, а светлой печали и причиной тому атмосфера нежной грусти, возникающей всякий раз, как вспоминаешь нечто очень значимое для тебя, но оставшееся уже в далеком прошлом. Тон задается с самого начала, когда на ночной вокзал из туманной дымки прибывает поезд, все словно залито голубоватым свечением (первые минуты фильма сняты в ч/б изображении, но с голубым оттенком, создавая эффект ретроспективного сна, то же будет и в самом финале) и под звуки сентиментального саксофона на перроне в кадре впервые появляется главный герой с чемоданом. В число главных удач фильма входит удачный подбор актеров, экранная пара Карел (Лукаш Вакулик) и Ульрика (Маркета Грубешова) настолько обаятельны, естественны и красивы, что в их любовь веришь моментально.
32.79 КБ
Воплощая собой типичную пару «барышня и хулиган», они все же создают нечто большее – образ чистоты и искренности и в этом контексте эротическая составляющая фильма (немало экранного времени герои проводят обнаженными) выглядит на удивление невинно. Когда слышу определение «наивная эротика», данное «Взываю к любви вашей», понимаю чем оно вызвано – в обнаженности Карела и Ульрики напрочь отсутствует агрессивное вожделение, только нежность.
23.80 КБ
К счастью, «чистота и искренность» этой пары отнюдь не делают их эфемерными и если Карел не смотря на ангельское личико вполне себе брутален (престранное сочетание), поначалу с Ульрикой и вовсе не церемонится, едва ли не в зашей выставляя с судна, на котором живет, после ночи ,проведенной вместе, срезав на память подвязку с ее чулка (на пару с другом он ведет вот такой «судовой журнал», коллекционируя подвязки с именами «плененных кораблей»), то и сама Ульрика вполне себе земная девушка, которая наглядно демонстрирует как это бывает, когда приличия требуют сказать «нет», но хочется сказать «да» и на место свидания приходит что бы заявить «ни-за-что!», но в постели так и оказывается в итоге.
23.46 КБ
25.83 КБ
31.59 КБ
Фильм полон деталей, наполняющих пространство фильма теплотой: Ульрика приносит на судно Карела чайные чашки из домашнего сервиза, он рассматривает их и потом они пьют из них чай, или, например, он нехотя подчиняется ее настойчивой просьбе устроить генеральную уборку на палубе и пока они этим занимаются, мимо проплывает другое судно, обитатели которого вовсю подтрунивают над Карелом и выкрикивают задорные непристойности Ульрике, забывшей что она взрослая барышня и взобравшейся на игрушечного коня, а ей становится стыдно и за то, что она стала предметом пошлых шуток и за то, что взрослая дурында такая залезла на этого коня, ну или Карел просит у отца Ульрики ее руки, забыв спросить согласна ли та вообще за него идти, но спохватывается поздновато, только Ульрика как раз довольна и едва ли не ручки потирает.
36.32 КБ

26.51 КБ

40.94 КБ
Вынесенное в заголовок «взываю к любви вашей» (слова, произносимые священником в момент обряда венчания) используется главными героями как некий условный ключ, подразумевающий глубину их чувств, используемый и в пустяках («взываю к любви вашей и прошу дать мне чай») и в серьезных случаях («взываю к любви вашей и сообщаю, что у меня воспаление легких и приехать смогу как только выздоровею»).
34.71 КБ
На фоне забронзовевшей киноклассики и громких премьер этот фильм может легко затеряться, но его скромный шарм стоит того, что бы потратить 1,5 часа на просмотр.

Интересные факты о фильме
На момент съемок в фильме исполнительница роли Ульрики, Маркета Грубешова, была несовершеннолетней и Карел Кахиня просил разрешения у родителей девушки снимать ее обнаженной.
27.65 КБ
Лукаш Вакулик снимался у Кахиня и ранее, в фильме «Любовь между каплями дождя», однако российскому зрителю полюбился в роли короля Дроздовика в одноименной сказке Мирослава Лютера.
28.25 КБ
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments