Денис Прошин (atleisure) wrote in kultovoe_kino,
Денис Прошин
atleisure
kultovoe_kino

"Начало": Шесть друзей Фрейда

Спят (и усыпляют) в кинематографе много и охотно. Пластичная материя сна позволяет вылепить на экране без преувеличения всё, чего душа пожелает. (Здесь появляется соблазн порассуждать о родственности сновидческой и кинематографической стихий, при этом упомянув всемирно известное словосочетание "фабрика грёз". Понимаю, что грезить можно и наяву, и тем не менее...)
 

Однако Кристофер Нолан в своём обращении к миру снов, несмотря на всё богатство раскрываемых Морфеем возможностей, пошёл по широкой дороге, истоптанной великим множеством психоаналитиков и огромным числом их клиентов. Иными словами, автор "Начала" (я всё же предпочёл бы "Внедрение"), подобно поклонникам "Толкования сновидений", интересуется переживаниями человека спящего прежде всего как ключом к житейскому благополучию человека бодрствующего. Всё прочее в сюжете "Начала" подчинено этой утилитарной идее психоаналитической терапии - и появляющаяся во сне свобода творить без оглядки на законы природы, и давний, как минимум ещё декартовский, вопрос, откуда нам знать, спим мы или нет (иначе говоря: "Реальна ли явленная нам реальность?"), и приглашение подумать, как далеко в нашем гиперинформатизированном мире может зайти охота за главной ценностью - т.е. за всё той же информацией. Все эти темы, и старые, и новые, уложены Ноланом на прокрустову кушетку психоаналитика.

По большому счёту, Нолан громоздит одну иллюзию на другую для того, чтобы, поскитавшись по своим и чужим грёзам, "ловец снов" Кобб разобрался с собственным бессознательным, избавился от агрессивной "проекции" покойной миссис Кобб и, как обычный выздоровевший невротик, вернулся к нормальной жизни. Не лучше - не глубже - и тема Фишера-младшего, наследника энергетического магната и объекта организованной Коббом операции. В данном случае всё свелось к конфликту сына с отцом, священному для каждого ортодоксального фрейдиста и зацелованному до блеска.

В результате испытываешь чувство сожаления, вызванное очевидным несоответствием между силой продемонстрированной Ноланом способности конструировать захватывающее экранное действие, дирижировать иллюзиями-"матрёшками", играть движением, цветом и звуком и, с другой стороны, нехитрым сюжетом, составленным из азбучных (и притом небесспорных) истин психоанализа.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments