Денис Прошин (atleisure) wrote in kultovoe_kino,
Денис Прошин
atleisure
kultovoe_kino

Алиса, XX век

Что общего между наряженной в кружевное платьице Алисой Линделл и маленькой испанкой Офелией из "Лабиринта Фавна"? Первую, скучающую над книжкой "без картинок и разговоров", мы встречаем майским полднем в залитой солнцем чопорно-благополучной викторианской Англии. Где-то на заднем плане - фигура учителя математики, рассказывающего странную сказку. Вторую привозят в глухую провинцию, где расквартирована часть под командованием ее отчима - франкистского карателя. Первую ждут кроличья нора, Чеширский Кот, Синяя Гусеница и Королева. Вторая - без лишних слов - обречена на страдания и, во всяком случае, в этом мире - на смерть. Так что же общего между ними?

А что общего между позитивом и негативом фотоснимка? Они - неразрывно связанные друг с другом противоположности. Перед маленькими англичанкой и испанкой открылся тайный мир; перед каждой - свой. Если Алисины Страна Чудес и Зазеркалье - миры светлые, которые становятся лишь интереснее и "чудесатее", когда на них набегает - как майское облачко - тень добродушного английского нонсенса, то Офелии досталась изнанка, тень, Тьма, выдержанная в тонах Эль Греко. Первой приходится вести уморительно-заумные беседы с философствующими благодушными обитателями Потусторонья, вторую поджидают чудовища отнюдь не сказочного вида.

Но дело, конечно, не в том, что "Лабиринт Фавна" - просто "негатив" "Алисы в Стране Чудес". Есть тут еще кое-что. Чеширский Кот, посвящая Алису в тонкости топографии Страны Чудес, помнится, говорил о том, что то, куда ты идешь, зависит от того, куда ты хочешь попасть. Перефразируя эту максиму, скажу: сказка, в которую ты попадаешь, зависит от были, из которой ты в эту сказку проваливаешься.

Алиса нырнула в кроличью нору в залитой майским солнцем оптимизма викторианской Англии. Офелия - ребенок XX века - века, когда, как было замечено задолого до меня, все утопии осуществились и оказались кошмарами. Мир взрослых Алисы Линделл - это мир добродушных учителей математики и создателей утопий. Мир взрослых Офелии - это мир Герники, тотальной войны и быстро взрослеющего детства. Гильермо дель Торо показал нам, какие сказки XX век, увы, слишком часто рассказывал своим детям.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…