Денис Прошин (atleisure) wrote in kultovoe_kino,
Денис Прошин
atleisure
kultovoe_kino

Categories:

Другое культовое кино: Терминатор против Агента Смита

"Культовое кино".  Не "артхаусное", не "интеллектуальное", а вот именно "культовое". Возможно, есть культовое кино в "хорошем" и в "плохом" смысле. Но культ есть культ. И под катом - две стопроцентно культовых киносаги...
 

Не так давно Голливуд выпустил в прокат несколько фильмов, где сходились в поединке участники ранее по отдельности снятых культовых триллеров: Фредди Крюгер против Джейсона, Чужие против Хищника. От прежних «единоборцев» Терминатора и Агента Смита отличают не только происхождение и «сфера профессиональной деятельности». Хищник и Чужой, Фредди и Джейсон при всей своей внешней несхожести являются по сути монстрами- или маньяками-близнецами, делящими одну витрину в голливудской кунсткамере. За каждой из этих мрачных близнечных пар стоит либо общая плотоядная природа, либо какая-то жуткая история, а все, чего хотят Фредди, Джейсон, Чужой и Хищник, сводится к смерти очередной жертвы. Между тем Терминатор и Агент Смит отличаются друг от друга как внешне, так и внутренне. Точнее будет сказать, не только внешне, но и внутренне отличаются друг от друга истории, в которых действуют поисковая компьютерная программа Агент Смит и Терминатор, остающийся машиной для убийства, какой бы ни была его конкретная задача – уничтожить Джона Коннора или служить ему, уничтожая его врагов.

Собственно говоря, слово «внутренне» мало подходит к четырехсерийной эпопее «Терминатор». Не отрицаю, во всех четырех фильмах зрителю предлагается некоторое идейное содержание. Это и апокалипсические видения атомной войны, и извечная проблема судьбы и свободы («No fate»), и – весьма безыскусное – обращение к религиозной идее Спасителя. (Вплоть до последней серии роль мессии однозначно отводилась Джону Коннору; но в четвертом фильме, название которого – «Terminator Salvation» – следовало бы перевести на евангельский лад как «Спасение от Терминатора», в теме Спасителя благодаря подвигам киборга Маркуса временно наметилась некая двойственность.) Однако эти идеи выражены на языке самых грубых, остро осязаемых, поверхностных эффектов.

Речь не о компьютерных и пиротехнических спецэффектах как таковых, а о том, что в «Терминаторах» все сведено к материальной – внешней опять же – стороне борьбы между людьми и машинами. Хотя перед нами, казалось бы, разворачиваются картины противостояния человеческого и машинного разума и ставятся проблемы цели и смысла человеческого существования, все в конечном итоге сводится к физической силе, скорости, меткости стрельбы, уязвимости/неуязвимости, к тому, кто кого быстрее (глубже, мощнее, окончательнее) прострелит, проколет, протаранит, подорвет, расплавит, заморозит, раздавит. Терминатор, давший имя всей тетралогии, так же близок к искусственному интеллекту, как системный блок компьютера, которым проламывают чью-нибудь голову. В четвертой части, отправив героев и зрителей в будущее и изгнав из сюжета всякий драматизм предчувствия Судного дня, попыток его предотвратить (или пережить), МакДжи уже целиком ушел в поверхностные перипетии противоборства людей и машин среди декораций для трансформерских войн. Показательно, что, обретя в «Terminator Salvation» свой собственный голос, система «Skynet» не воспользовалась им, чтобы произнести некую – пусть даже шаблонную – «программную речь» о новом мировом порядке, о пороках – чего еще можно ожидать от «Skynet»? – людского рода, о хаотичности человеческого мира, о компьютерной рациональности. Обратив к Маркусу бескровное лицо пациентки онкологического отделения, могучая компьютерная система признается всего лишь в намерении… убить Джона Коннора и Кайла Риса. Прострелить, проколоть, протаранить, подорвать, расплавить, заморозить, раздавить. 

Напротив, лейтмотивом противостояния Агента Смита Нео и Морфею (именно Морфею, а не какому-то англоязычному «Морфеусу») является контроль над человеческим сознанием, его, сознания, пробуждение или угасание. Да, в опусе братьев Вачовски странным образом перемешаны пробужденное сознание и восточные единоборства. Но, несмотря на свою сомнительную эквилибристику, «Матрица» по сравнению с «Терминатором» ставит проблему конфликта Человека и Машины на куда более значительную высоту. А значит на большей высоте, нежели его воображаемый противник, Терминатор, оказывается и Агент Смит.

Терминатор, как уже было сказано, ближе к каменному топору, чем к компьютеру, в лучшем случае – ближе к винтовке «винчестер», чем к диску «винчестер». (Пожалуй, это особенно заметно на примере жидкометаллического Т-1000, представляющего собой простой сгусток смертоносной материи, отростки которой то и дело превращаются в лезвия или иглы.) Агент Смит же практически идеально воплощает угрозы, нависающие над человеком в мире машин, равно как и саму атмосферу этого мира: он безлик и многолик, он повсюду и нигде конкретно; он олицетворяет Систему, которая не стремится уничтожить человека физически, но может поработить его духовно, превратить его в свой придаток. Для поединка с Агентом Смитом и с Системой, им охраняемой и восхваляемой, от человека в первую очередь требуются духовные, а не физические усилия. (В конце концов, и пресловутый урок призрачного кун-фу, преподанный Морфеем Нео, имел целью прежде всего показать важность правильного понимания реальности как необходимого условия борьбы за свободу.)

Я не хотел бы сбиваться на повторение во многом верных, во многом спорных – и уже почти неизбежно банальных – рассуждений о «философии Матрицы». Моей задачей здесь было сравнить два образа, в которых по-разному воплотилась одна из главных проблем нашего времени – проблема отношений человечества с созданной им силой – с машинами. Не знаю, чьей бы оказалась победа, сойдись в поединке Терминатор и Агент Смит. Но мне, однако, кажется, что из этих двоих серо-зеленый фантом в полупрозрачных стеклышках-очечках для нас гораздо опаснее, чем киберорганическая upgrade version каменного топора или «Железной Девы».

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments