desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

L'illusionniste / «Иллюзионист» (Сильвен Шоме, 2010)

название статьи: ВОЛШЕБНИКИ СУЩЕСТВУЮТ

40.34 КБ

«Иллюзионист» Сильвена Шоме — это чудо.

Конечно, столь восторженное высказывание противоречит требованиям профессионализма. Но есть произведения, сделанные так талантливо, что чувствуешь себя свободным от каких-то условностей: хочется не анализировать, а просто восхищаться.

Шоме — известный франко-канадский режиссер-аниматор. Его предыдущая полнометражная лента «Трио из Бельвиля» (в 2003 г.) объединила в любви совершенно непримиримые лагеря: массового зрителя, кинокритиков и жюри многих международных премий и кинофестивалей.

В основе «Иллюзиониста» — неизвестный сценарий великого французского комика, актера и режиссера Жака Тати, записанный в письме, адресованном его старшей дочери. Сценарий передала Шоме младшая дочь, Софи Татищефф (Татищефф — это настоящая фамилия Тати), когда Шоме попросил разрешения использовать сценку из фильма Тати «Праздничный день» в «Трио». Вместо этого, Татищефф-младшая предложила сделать из сценария полнометражный рисованный фильм, поскольку не хотела, чтобы ее отца играл актер.
«Иллюзионист» — о фокуснике-неудачнике, который в конце 50-х путешествует от театра к театру, выступая в рамках эстрадных ревю в полупустых залах. Подавшись из Парижа в Шотландию, он знакомится с девушкой, наивной, уверенной в том, что он — настоящий волшебник.
Шоме придал иллюзионисту схожесть с Тати с его невозмутимостью, худощавостью, долговязым телосложением и элегантной неуклюжестью. Это заново оживленный мсье Юло — экранное альтер эго Тати. Очень скоро забываешь, что это персонаж рисованный, анимированный. Однако и остальные герои даже в несколькосекундных эпизодах наделены неповторимыми чертами, собственными характерами, и в этом проявляется умение Шоме наполнять киноповествование множеством лиц без вреда для сюжета.
Впрочем, здесь действуют не только люди. Как и в «Трио из Бельвиля», где главной героине помогает комичный пес, здесь у фокусника тоже есть верный помощник — причудливый кролик, которому, конечно, надлежит выпрыгивать из цилиндра. Кролик этот кусается, с удовольствием уплетает сосиски и мурлычет, забравшись на руки, а не вовремя выпущенный на волю, создает настоящий хаос прямо на сцене. Собственно, они вдвоем с хозяином — прекрасные недотепы, обреченные на постоянный финансовый крах.
Коллеги фокусника по эстрадному цеху страдают от одиночества и нищеты, сам он творит свое волшебство для девушки, отдавая последние копейки из заработанного — но фильм не мрачный, здесь чувствуется особая художественная легкость, даже, когда речь идет о невеселых или сложных вещах. В одном из самых захватывающих эпизодов иллюзионист забегает в кинотеатр и видит там на экране... реального Тати в отрывке из фильма 1958 года «Мой дядюшка». Чрезвычайно остроумное сочетание двух кинематографических реальностей делает классику и современное кино единым большим текстом, чтение-просмотр которого приносит настоящее наслаждение.

Вообще, «Иллюзионист» во всех своих составляющих — шедевр анимации. Шоме великолепно воспроизводит любое пространство — будь это интерьер дешевого отеля или морской залив; его несколько акварельный стиль, как нельзя лучше, подходит для передачи игры света и тени на городских улицах; сам Эдинбург конца 50-х изображен с такой убедительностью подробностей — от тротуаров до витрин, от автомобилей до одежды прохожих, — что сложно себе представить иную картину города.

В конечном счете, каждый находит свою судьбу: девушка встречает хорошего парня, иллюзионист оставляет записку: «Волшебников не существует», выпускает кролика на волю, а сам покидает город. Гаснут огни в Эдинбурге, выключается витрина с туфельками, о которых мечтала девушка, исчезает в темноте мюзик-холл. Спектакль окончен.

Об этом фильме можно еще писать и писать. У Шоме получилось трогательное, поэтическое, изысканное кино, достойное наследия Тати. Именно поэтому после финальных титров приходит уверенность: если выходят такие фильмы,— значит, волшебники есть.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment