desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Category:

«Социализм» / Film socialisme (Жан-Люк Годар, 2010)

название статьи: УТОПИЯ

48.33 КБ

После просмотра нового фильма Годара каждый сам может выразить степень своего восхищения или разочарования увиденным. Мне же хочется сказать о том, почему «Социализм» является одним из лучших в фильмографии режиссера.

Стоит сразу понять: Годар и герменевтика – явления взаимно далекие. Неудача постигнет тех, кто попробует дифференцировать сверхплотный поток текста и изображения. Конечно, можно устроить некую игру в бисер и попробовать выяснить, что из сказанного принадлежит Дерриде, а что – Беньямину, откуда тот или иной кадр, что он символизует/означает и тому подобное. Это ловушка, в которую режиссер обожает загонять прямолинейно мыслящую часть аудитории. Текст у Годара — это часть причудливой звуковой дорожки, сплетения звуков и смыслов, в котором, тем не менее, каждый может найти созвучную себе фразу. Для меня это призыв «не рассказывать о невидимых вещах, а показывать их». Большинство кадров «Социализма» настолько совершенны визуально, что в их расшифровке нет нужны. Достаточно лишь внимательно смотреть, и сама сила этих изображений, а также же образной «добавленной стоимости», возникающей в ритме их сочетания, захватит вас. Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм ошеломляющей силы, что, однако, не вредит драматургической целостности его «симфонии».
Собственно, какую историю рассказывает Годар? Историю Европы. Иначе говоря - историю нашей цивилизации. Он ведет показанный в первой части корабль наиболее значимыми, болевыми точками на кино-мифологической карте Старого Света: Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из шедевра Эйзенштейна обретает абсолютно новое качество), Греция (где «демократия и трагедия обручились» и «у них был один ребенок — гражданская война»), Неаполь (кадры из фильма об антифашистском восстании 1943 года), Барселона (последний оплот Республики во время гражданской войны). До этого времени кино предпочитало рассказывать историю двоих; Годар рассказал историю всех.

Еще одна фраза, необходимая для понимания «Социализма», звучит в полудокументальной ленте 1993 года «Деть играют в Россию»: «Вы знаете, как родилась проекция? Как родилась утопия?» Западная критика, оппонировавшая фильму в Каннах, упрекала режиссера, что в фильме нет ни слова о социализме как таковой. Но что такое, в конечном итоге, социализм? Это - утопия равенства на определенных моральных принципах. Как человек, не отрекшийся от своих убеждений, Годар в конечном итоге построил утопию социализма, осуществил ее там, где он только и мог сделать это: на экране. В фильме он выводит на равных множество визуальных стилей, идеологем, человеческих судеб и характеров, дает слово героям, разговаривающих на нескольких самых распространенных языках мира, от арабского до французского; вся эта разноголосица держится на четко артикулированном этическом фундаменте: «куда идешь, Европа?» - вопросе, поставленном всем нам.

И эта утопия, выстроенная на меланхолии и сомнениях, – самая человечная из всех возможных.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments