Денис Прошин (atleisure) wrote in kultovoe_kino,
Денис Прошин
atleisure
kultovoe_kino

Победитель "Аватары"

The Hurt Locker ("Повелитель бури"), 2008. Режиссёр: Кэтрин Бигелоу.

По такому случаю позволю себе банальность. Давид и Голиаф... Давид и Голиаф! Уважаемые кинозрители, все хорошо в меру: "Аватара" - мощнейший коммерческий проект, осуществленный на беспрецедентно высоком техническом уровне; ТОЧКА. С восторгами по поводу продемонстрированных Камероном инопланетных спецэффектов можно (и нужно) было мириться, но когда отовсюду зазвучали возгласы о богатейших "залежах" - нет, не анаптаниума, а мысли и чувства, якобы кроющихся в трехмерном пространстве "Аватары", когда в воздухе запахло истерией, стало не по себе. В смысле: "Вы это серьезно? Вот ЭТО - лучший фильм всех времен, десятилетия, во всяком случае - года?!". Мольбы о помощи были услышаны. Навстречу синему гиганту вышла неуклюжая фигура в уродливом скафандре сапера, вышла и победила.
 

О да, конечно, победила не в денежном измерении - утешайте себя этим, дорогие на'ви. Победила там, где по "гамбургскому счету" определяются лучшие из лучших. В известном смысле, в ПРИНЦИПИАЛЬНОМ смысле, в ночь с 7 на 8 марта 2010 года в Лос-Анджелесе все было названо своими именами и разложено по полочкам. Вы, хвостатые, получайте признание за свою цирковую технику. Заслужили. Но назваться лучшим фильмом года - это не про вашу честь.

Заполучи Камерон вожделенную статуэтку, и мы вернулись бы в те далекие времена, когда впервые побывавший в синематографе Герберт Уэллс недоуменно спрашивал, как можно критиковать содержание кинофильма, когда главное - это то, что там ВСЕ ДВИЖЕТСЯ! Фантастика! В переводе на язык на'ви: "Как можно обращать внимание на шаблонность сюжета, на отсутствие сложных чувств и подлинного драматизма, когда все такое трехмерное!!!". А теперь, после встречи с Давидом в скафандре сапера, "Аватара" может и дальше идти великанскими шагами, от которых дрожит все вокруг, может плодиться миллионными тиражами DVD и компьютерных игр, напоминать о себе афтершоком телевизионных показов (как в обычном, так и в 3D-формате) - ей и ее создателям все равно уже никогда не отменить того, что произошло в лос-анджелесском кинотеатре "Кодак".

Интересно, что русскоговорящие поклонники "эпического" кино (или "кино") в духе "Аватары", по-видимому, таились и в тылу у победоносного сапера Давида. Как иначе можно объяснить превращение The Hurt Locker ("Сорванной башни", "Чокнутого") в "Повелителя бури" (едва ли не в "Похитителя молний")? Трудно представить более неудачный, более неточный, более далекий по духу перевод. Какие бури? Какие повелители? Кэтрин Бигелоу сняла фильм не о спецэффектах (хотя и не без них), а о людях на войне. Одни на войне гибнут, другие - доживают (выживают) до срока ротации, третьи - отравленные, "подсевшие", "чокнутые" - на войне живут (вернее, они живут войной, ею дышат, ею подпитываются). The Hurt Locker - портрет одного из таких "чокнутых". Так сказать, "портрет в интерьере".

Вполне возможно, что фильм Бигелоу - не лучший фильм на эту тему, или - более широко - не лучший фильм о человеке на войне. Слишком сильной оказывается "гравитация" саперской специфики, электризующего и одновременно монотонного копания в проводах и спусковых устройствах; почти незамеченной на этом фоне - за вычетом немногих острых эпизодов - остается противоположная сторона - враги, мирные жители, случайные жертвы; несколько поверхностно и схематично показана потерянность приехавшего домой "чокнутого", уже не способного почувствовать себя ни мужем, ни отцом и спешащего вернуться за желтую разметочную линию военного аэродрома - туда, где у него осталась настоящая жизнь... Но в любом случае The Hurt Locker - действительно лучшая из кинолент 2009 года, выдвинутых на суд академиков. Лучшая, если понимать под этим киноленту, создателям которой удалось наиболее гармонично совместить силу образов и глубину смысла.

И вы, идолопоклонники "Аватары", можете скрежетать зубами, но, как я уже сказал, ничего не изменится: неуклюжий Давид в скафандре сапера уходит вдаль по узкой багдадской улочке, волоча за косу отрубленную синюю голову поверженного компьютерного Голиафа.

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…