desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Categories:

На Бавери / On The Bowery (Лайонел Рогозин, США, 1957)

37.09 КБ

В прошлом месяце, во время поездки в Нью-Йорк, довелось сходить в кино. На то были две причины: во-первых, посмотреть «На Бавери» (1957 г. - ) независимого режиссера Лайонеля Рогозина — отреставрированный раритетный фильм, в свое время номинированный на «Оскара» и отмеченный британским призом БАФТА как лучшая неигровая картина (увы, в Сети не нашел, так что придется верить мне на слово); во-вторых, посетить американский кинотеатр. Тот, где я побывал, называется «Фильм Форум» и находится на улице Хаустон, которая разделяет интереснейшие районы города — Нижний Ист-Сайд и Ист-Вилледж.
«Фильм Форум» появился сорок лет назад в качестве альтернативного пространства для демонстрации независимого кино, с пятьюдесятью складными стульями, одним проектором и ежегодным бюджетом 19 000 долларов. Сегодня это три зала на 489 зрителей с бюджетом 4 миллиона.
Размах - не помеха уютной обстановке клуба ценителей хорошего кино. Однако, в отличие от киноклубов на территории бывшего СССР, здесь показывают не видеокопии сомнительного качества, а только оригинальные пленки. Репертуар — киноклассика 1930— 1960-х годов, иногда очень редкие работы. Например, параллельно с моим сеансом шел специальный показ ранней работы Стенли Кубрика «Тропы славы» (1957 г.); сеанс сопровождал презентацию нового издания одноименного романа, по которому снят фильм, — все билеты, отмечу, были раскуплены.
«На Бавери» интересовал еще и особым эффектом удвоения реальности: ведь это киноповесть о местах, расположенных здесь, рядом. Бавери — ист-сайдская улица, некогда известная как средоточие дешевых забегаловок и всеньюйоркского разгула; пьянство здесь было стилем жизни, философией и главным развлечением. После реформ Рудольфа Джулиани улица изменилась, однако сохранила свой независимый дух на новый манер, став центром богемной жизни.

44.99 КБ

Фильм Рогозина отметили как документальный. Однако тут есть сюжетная линия, направляемая режиссером, — история о том, как на Бавери приезжает в поисках работы молодой парень Рей (Рей Селйер) и что с ним тут происходит. Стоит, кстати, отметить, что сочетание хроникальных съемок и игры Рогозин предложил за два года до появления французской «новой волны», прославившейся благодаря такому подходу.
Рогозин даже не исследует Бавери — он погружается в этот угарный мир, не упуская ни малейшей подробности: показывает и рынок, где пьяницы за гроши продают последнее, дешевые гостиницы, где вместо оплаты могут взять чемодан с вещами, тротуары, на которых спят десятки бродяг, церковный приют, где кормят в обмен на молитвы и выслушивание проповедей. Документальные съемки действительно преобладают, а основные герои играют самих себя.
Режиссер замечательно передает атмосферу неконтролируемого, всеобъемлющего пьянства, впечатление усиливает и саркастическая, скупая музыка Чарльза Миллса, построенная на ритме, который как бы сам по себе немного заплетается. Рогозинская Бавери в кульминационной сцене грандиозной гулянки начинает напоминать пропитанный спиртными испарениями ад, в котором кричат, ругаются, падают, дерутся, хохочут эти странные создания — баверийский люд. Камера проходит по оплывшим, прежде времени состарившимся лицам, похожим на маски причудливого театра, почти эпического по размаху. И становится понятно — да еще когда сидишь в зале за несколько кварталов от нынешней Бавери — что эта картина за прошедшие полвека обрела дополнительный смысл, превратилась в свидетельство равно историческое и художественное о городе, выдающемся даже в своих пороках.
Да, сейчас эта улица совсем иная — но ее не было бы без той пьяной и безумной Бавери, где жизнь стоила всего пару центов, потраченных на очередные сто грамм, и где в каждой подворотне разыгрывались трагедии под стать шекспировским.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments