Денис Прошин (atleisure) wrote in kultovoe_kino,
Денис Прошин
atleisure
kultovoe_kino

Category:

Milk

Уверен, что во множестве случаев отношение к этому фильму определялось не тем, хорош он или плох именно как фильм, а тем, как тот или иной зритель воспринимает гомосексуалистов (и воспринимает ли вообще). Более того, слово «зритель» здесь не вполне уместно, поскольку многие, я полагаю, поставили на «Милке» крест, едва услышали, о ком рассказывается в фильме Гаса ван Санта. Столь резкая реакция напоминает печально известное «сами Пастернакá не читали, но возмущены». В кампании против «Доктора Живаго» автоматически срабатывало: если опубликовано на Западе, значит не может быть «правильным». В отрицании, вернее – в отторжении «Милка» с тем же автоматизмом щелкает: если снято о гомосексуалистах, то «нормальному человеку» у экрана делать нечего. Что же, однако, увидит тот, кто безо всякого предубеждения (или стараясь преодолеть его) все-таки посмотрит на экран?

Вряд ли это умиротворит ярых противников гомосексуализма, но в «Милке» нет практически ничего, что можно было бы счесть проявлением особого интереса к интимной жизни героев (надеюсь, даже закоренелым гомофобам не нужно разъяснять, что под интимной жизнью понимается далеко не одно только совокупление). «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотъемлемыми правами», «20% вас – это мы», «Мы ваши дети»... Этими словами выражена главная мысль фильма: гомосексуалисты в фундаментальном смысле ничем не отличаются от гетеросексуального большинства. В связи с этим цель Харви Милка и его окружения – добиться для себя и своих собратьев гражданского равенства, иначе говоря – возможности в своей публичной жизни быть «как все»: избираться, работать, отдыхать. Конечно же, различия между меньшинством и большинством ни в коем случае не отрицаются, но опирающееся на «Декларацию независимости» политическое стремление стать такими, «как все», в «Милке», по сути, вытесняет все остальное на периферию.

Между тем, именно оставшееся на периферии (то есть собственно «человеческое» в отличие от «политического») как раз и могло бы стать материалом для «настоящей» истории гомосексуалиста. Истории скандальной, сомнительной, спорной – сейчас не столь важно, какой именно. Важно, что эта история могла бы оказаться «настоящей» – иными словами, раскрывающей внутренний мир гомосексуалиста, а не подробности борьбы за гражданские права сексуальных меньшинств (какой бы драматичной она ни была). С этой точки зрения интереснее не Харви Милк, четырежды баллотировавшийся в городской совет Сан-Франциско, а Харви Милк, работавший в нью-йоркской страховой компании и скрывавший свою извращенную («извращенную») природу (вы можете распорядиться кавычками по собственному усмотрению). Харви Милк, еще только идущий к решению отныне не прятаться и, более того, начать борьбу за свои права. Или даже случайный телефонный собеседник Милка – молодой инвалид-колясочник, у которого нет возможности убежать из дому, где родители готовятся сдать его в психиатрическую лечебницу, и которому остается только один путь к «спасению» – через самоубийство.

«Милк», многими презрительно отвергнутый как фильм о гомосексуалисте, на деле оказался большей частью шаблонным фильмом о политике. (Строго говоря, могло ли в данном случае быть иначе?) Так получилось, что за свой кратковременный политический успех (от его избрания до убийства прошел ровно год) Харви Милк (1930-1978) заплатил дважды – сперва жизнью, а потом – способностью стать героем истории, в которой рассказывается о чем-то еще, кроме сбора голосов, демонстраций и борьбы за принятие законопроектов. Правда, не следует забывать, что на счету у Гаса ван Санта уже есть и «Скверная ночь», и «Аптечный ковбой», и «Мой собственный Айдахо». Быть может, режиссеру на этот раз захотелось, воспользовавшись яркой биографией Харви Милка, взглянуть на отщепенца (или «отщепенца») в новом свете?
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…