solnechnyi1968 (solnechnyi1968) wrote in kultovoe_kino,
solnechnyi1968
solnechnyi1968
kultovoe_kino

Господин Никто. Реж. Ван Дормель

Когда выходили из кинотеатра, ошарашенные увиденным, случайно услышали, как одна девушка удивленно говорила своей подруге: "как это все могло поместиться в голове одного человека?" Естественно она имела ввиду режиссера и сценариста Ван Дормеля, пишущего сценарий к фильму несколько лет, и снимающего их по одному в десятилетие. Этот фильм однозначно должен находиться в коллекции тех, кто относится к кино как к искусству. Каждый кадр фильма продуман до мелочей, выверен и сцеплен, переплетен центральной идеей. В первый момент кажется, что эту Суть совсем нетрудно увидеть, но удивляет то, что все с кем я разговаривал об этом фильме, подтверждая наличие Центра в этом, внешне производящем впечатление "клиповости" сюжете, интерпретируют его по-своему. Кто-то видит историю о любви, спасающей мир; кто-то эзотерическую историю реализации личностью в череде своих воплощений всех имеющихся экзистенциальных возможностей. После полного их исчерпания и наступает смерть, растворение. Вспоминать и придумывать больше нечего, все книги написаны, все слова расставлены. Остается только повернуть время вспять, чтобы прожить эти возможности еще раз, и так до бесконечности. Но это уже ад. Главный герой, предвидя это, дает намек на выход: "В шахматах это называется "цунгцванг", когда единственно правильный ход - не двигаться с места". Кто-то, наверное я, видит за фильмом философскую историю-притчу о постаревшем, уставшем от своих созданий, Демиурге, раз за разом создающий сюжетные миры и судьбы, концентрация в переживаниях которых позволяет ему не исчезнуть в Пустоте. Но Старик – Демиург перенасыщается – все изведано, все чувства прожиты, созданный им мир умер, оставив мертвую оболочку двигающихся клонов. Истеричная Элоиза не случайно произносит во время одной из своих многочисленных депрессий фразу – «я проживаю не свою жизнь». Почти все герои Старика-демиурга проживают не свою жизнь, закабаленные им и навязанным выбором без выбора.
Сам фильм смотрится на одном дыхании. Прекрасный звуковой ряд, удивительно живая игра актеров. Жуткий из-за первичного понимания безвыходности происходящего на экране, и радостный до слез от открытия возможного смысла освобождения – через истинную любовь.
В чаще всего встречающейся рекламной аннотации на фильм, есть слова «старик просыпается в мире счастливых клонов». Что-то не заметил я счастливых клонов. Есть только «клетчатые», но они далеко не счастливы. Не слушайте аннотаций, слушайте свое сердце.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…