Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kultovoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
kultovoe_kino

Categories:

"Метрополис" Фрица Ланга

Метрополис. Фриц ЛангНа лето решили, что клуб киноУХО будет работать в "спящем" режиме, без сложнопостановочных интерактивных мероприятий. Просто кино, и все. Лето, отпуска, уикэнды с четверга по понедельник, народ не соберешь.

И первым пробным шаром запустили "Метрополис" Фрица Ланга. Чтоб посмотреть, придет кто, нет.
Ну да, предложение такое, вызывающее резонные сомнения: 3-х часовой немой фильм 1927 года выпуска. Киноведы и всякие киноманы, конечно, слышали о нем, а то и видели в учебной программе ВГИКа. Да и те призадумаются. Потому что версия, раньше доступная к просмотру, была неотреставрированной, попиленной, ну – старая пленка, все себе представляют. Смотреть на нее 3 часа подряд – любое удовольствие от гения Ланга затмит простое физическое напряжение зрительного нерва.

Но мы-то знали!

Что новая, отреставрированная и дополненная до первоначальной, версия только что стала доступной – да еще и в сопровождении симфонического оркестра, который сопровождает "Метрополис" с подробностью балетной партитуры – здесь героиня прикрыла глаза, лирически запели скрипки… а вот – боевая сцена бунта против машин, духовые с ударными создают какофонический индустриальный марш… И развернутые пояснения-титры, опять же, вызывают сходство с балетом (как будто либретто сопровождает действие) и лишают зрелище уже последних следов невнятности, неясности…

В общем, героические члены киноклуба, отважившиеся на знакомство с "Метрополисом", были вознаграждены – главным образом тем, что героизм им, по большому счету, и не понадобился. Зрелище, вопреки ожиданиям, оказалось захватывающим, цельным, внятным и пронзительным.


Никаких усилий над собой, к которым, чего скрывать, частенько готовится зритель кинематографического шедевра, так вот, никаких усилий "Метрополис" от зрителей не потребовал. И, как ни трудно в это поверить, 3 часа просмотра – с антрактом, оркестр прерывался, согласно своим оркестровым правилам, на продувку инструментов, а мы в это время почаевничали – 3 часа пролетели на одном дыхании. Как при просмотре "Аватара" :).

Вообще с "Аватаром" много сравнений возникло. То есть "Аватар" с "Метрополисом" выстроились в один ряд, в который, правда, трудно поставить что-то еще – ничего в голову не приходит. А, вот! – "Обитаемый остров" (один и два), хотя он и плохой, но хотел быть именно в этом ряду. Мегамифы  об устройстве мира, приходе пришельца и преобразовании мира на новых основаниях. Мегамифы как по содержанию, так и по форме: большой формат, большой бюджет, множество новаций визуальных и технологических в производстве фильмов.

Фриц ЛангТак вот, созданный в немом 27-м киногоду, "Метрополис" совершенно не уступает по выразительности и мощи "Аватару", потому что главным выразительным средством в нем все-таки является сила разума и таланта его автора, которая поражает, восхищает и наполняет гордостью за род человеческий.  Это ж надо было замахнуться на такое! Это ж надо было для не очень-то продвинутого германского населения 27-го года соорудить такой циклопический проект!
Многотысячная массовка, фантастические декорации – все это макеты, все это сделано вручную, а потом разрушено – на наших глазах, в кадре. Сотни детей, тысячи взрослых, несколько сотен из них - побрились на лысо – для одной только сцены строительства Вавилонской башни…
Какой энергией, каким организаторским даром надо обладать, чтобы это вообразить, задумать только – и воплотить, довести до конца, построить и снять все намеченное, все сюжетные линии, все идеи, всех персонажей.

Конечно, нам сейчас смотреть "Метрополис" изрядно помогали … знакомые сцены. То есть сцены из "Метрополиса", растащенные на киноцитаты по другим фильмам. Начиная – нет, не с "Пятого элемента" даже, хотя он первый и приходит в голову (вместе с квиновским"Radio Ga-Ga").
Но по хронологии первыми  встречаются сцены из нашей детской Кошеверовской "Золушки". И в них нет ничего такого уж оригинально "Метрополисовского", с копирайтом, как циклопический футуристический мегаполис с эстакадами и развязками на уровне пятидесятых этажей и кучей маломоторной авиации, снующей туда-сюда между этими эстакадами и этажами… Нет, всего лишь сцена на балу с распорядителем танцев в очках – помните? И та сцена, когда наш сусально-положительный Принц ищет Золушку в лесу, а она прячется от него за деревом с охапкой хвороста в обнимку?
Так вот, эти две сцены Кошеверовой, режиссеру "Золушки2, как будто музыка навеяла – настолько они похожи, и Принц наш в его коротеньких штанишках – вылитый главный герой "Метрополиса" Фредер.

А сама история Фредера уже как будто навеяна "Сиддхартхой" - это такая перенесенная в современность история древнеиндийского принца, который рос в холе и неге среди прекрасных садов, занимаясь науками, искусствами и спортом, и с реальным миром столкнулся вдруг, внезапно, когда стал уже вполне взрослым человеком. Сиддхартха увидел нищего, больного и мертвого, утратил профанный оптимизм и пошел искать лекарства для исцеления мира от неизбежного зла. А потом стал Буддой.

Здесь, в кино, сын правителя Метрополиса – практически главного города цивилизации, супер-мегаполиса, в котором сконцентрировано производство всех благ этой цивилизации, живет себе-поживает и не знает, откуда  все эти блага проистекают, которыми он в свое удовольствие пользуется. Поэтому его придурковато-счастливый вид вполне оправдан: он – не "золотая молодежь", цинично прожигающая отцовские капиталы, он добрый и хороший мальчик, но – не информированный и не любопытный.
А потом он узнал – под их прекрасным футур-полисом – этаж машин, на котором  и происхоит производство ценностей и благ. Туда огромные лифты поднимают на смену рабочих – целыми сменами по нескольку тысяч человек, (громадная серо-черная когорта обезличенных людей, двигающихся в заторможенном ритме из пинк-флойдовской "Стены" - оттуда же, из "Метрополиса"), поднимают с самого нижнего этажа мира, где рабочие и живут. И работают они буквально до потери пульса. И нет им ходу наверх, несмотря на всю вертикальную мобильность в виде лифтов.

Ладно, жалко даже рассказывать, скажу только, что ни о какой коммунистической пролетарской пропаганде и речи нет, все гораздо сложней. Рабочие представлены как достаточно легко подрываемая масса слабо осознающих свои истинные интересы людей, которыми легко могут рулить в своих интересах те, у кого на это хватает ума.

А еще – клонирование погибшей возлюбленной, вставшей между правителем Метрополиса и его лучшим другом – сумасшедшим изобретателем. Железный человек, управляемый извне, засланный в стан врага с целью провокации.
Про сумасшедшего изобретателя как одного из главных действующих персонажей я уже сказала.

Фредер, по следам Сиддхардхи Гаутамы, станет таким пришельцем-посредником между верхним и нижним мирами. 

Еще – два близнеца: святая и грешница. И еще одна подмена: сын правителя меняется одеждой с простым рабочим, Принц и Нищий.
Танец Вавилонской блудницы, Смерть и Семь Смертных Грехов, спасение детей, блэкаут и видео-конференция в 27-м году, и все это для того, чтобы примирить и найти компромисс между разумом и руками, между хозяевами и рабочими, между трудом и капиталом.

Что тут скажешь? Фриц Ланг его не нашел. Компромисса, удовлетворяющего нас, зрителей начала 21 века. Фантастические сцены с Молохом-производством, которые решены уже совершенно как современный фильм-балет с индустриальным дизайном, повисают в воздухе и не находят решения. Прекрасная девушка Мария, которая стоит в центре повествования, которая и обучает детей рабочих, и для самих рабочих на самом нижнем этаже, в катакомбах, устроила такую церковь примирения с верхними, по ее же образу и подобию была сотворена железная женщина-соблазнительница-провокаторша…
Так вот, когда все разобрались, эта хорошая Мария соединила руки Правителя и предводителя рабочих в крепком рукопожатии, типа "Это может стать началом хорошей мужской дружбы!" Ну, как бы профсоюзы нас рассудят и образуют необходимую систему сдержек и противовесов… Правда, в 27-м году это, может быть, был такой очевидный выход. А сейчас уже нет.

Но несмотря на сомнительный по идее финал, сам фильм в своей многоступенчатости и глубине (буквальной! Не зря этот нижний этаж, на котором живут рабочие, называется Глубиной, или Дно), очень сильно встряхивает сознание. Зримым примером того, о чем и как могут думать, размышлять, переживать люди.

"Метрополис" провалился в прокате, киностудия прогорела, Фриц Ланг обанкротился. Но дело его живет.
"Метрополис". Огромный, мощный, прекрасный, как… вот не как Охтинский мост, а как Кельнский собор. На века.
Посмотрите этот фильм!

Метрополис. Фриц Ланг
Чудесный и мощный Метрополис - Верхний город

Метрополис. Фриц Ланг
Встреча у фонтана. Фредер, развлекаясь в Вечных садах, случайно видит...

Метрополис. Фриц Ланг
... Марию - девушку из Глубины, воспитательницу детей рабочих и самих рабочих.

Метрополис. Фриц Ланг
Фредер спускается вниз. Средний город - производство...

Метрополис. Фриц Ланг
... Молох пожирающий рабочих...

Метрополис. Фриц Ланг
... Вот какова реальность на самом деле! Я не знал!...

Метрополис. Фриц Ланг
Папа - хозяин Метрополиса: все под контролем.

Метрополис. Фриц Ланг
Папа, Изобретатель и Робот (лже-Мария, будущий провокатор)

Метрополис. Фриц Ланг
Клонирование Марии...

Метрополис. Фриц Ланг
Само коварство - провокатор готов действовать.

Метрополис. Фриц Ланг
Лже-Мария покоряет Верхний город (Танец Апокалипсиса)

Метрополис. Фриц Ланг
Сходка рабочих в подземной часовне...

Метрополис. Фриц Ланг
Робот-правокатор кидает в массы лозунг - "К оружию, граждане!" Звучит тема Марсельезы

Метрополис. Фриц Ланг
Машины разрушены рабочими. Нижний уровень, на котором остались все дети, затапливается. Душераздирающая сцена спасения детей...

Но все закончится хорошо. По-моему, единственная жертва в фильме - несчастный рабочий "11811", убитый своими же при попытке защитить Фредера.
И еще - совсем сошедший с ума Изобретатель.

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments