Анна Майская (anna_mayskaya) wrote in kultovoe_kino,
Анна Майская
anna_mayskaya
kultovoe_kino

Category:

Пол Верховен “Китти-вертихвостка (Страсть Кэти)"

О фильме Пола Верховена “Китти-вертихвостка (Страсть Кэти)/Keetje Tippel (Katie's Passion)”
История, рассказанная в этом фильме, реальная: сценарий написан на основе автобиографической повести голландской писательницы Корнелии Убертины Дофф, публиковавшейся под псевдонимом Ниил Дофф (1858 – 1942), которая внесла заметный вклад в европейскую пролетарскую литературу и за это произведение была выдвинута на Нобелевскую и Гонкуровскую премии. Итак, 1881 год. Молодая девушка Китти вместе со своими родителями и многочисленными братьями и сестрами, как и тысячи таких же бедняков, гонимых жестокой нуждой, переселяется из нищей голландской провинции в столицу – Амстердам. Но мало кому удается найти там счастье. Город может предложить им место конюха для главы семьи или, если речь идет о женщине, - прачки, продавщицы в магазине, и, конечно же, проститутки.
Впрочем, и в первых двух случаях женщина вынуждена, помимо выполнения своих непосредственных служебных обязанностей, быть в такой же зависимости от «работодателей», как и в последнем случае. За кусок хлеба нужно отдавать не только свою рабочую силу, но и тело. А уж за спасение от смертельной болезни – тем более. Банальная истина - тот, у кого денег нет, находится в полной зависимости от того, у кого они есть. Все продается и покупается. Все имеет свою цену, в том числе женская красота и молодость. Главная героиня вызывает безусловную симпатию не только своей красотой, но и умом, сильным характером и готовностью активно противостоять социальной несправедливости. Люди все же очень разные по отношению к несправедливости, к эксплуатации слабого сильным. Разумеется, мало кому, кроме откровенных мазохистов, нравится быть угнетенным и занимать низшие ступени иерархии. Но, что очень важно, одним из них не нравится лишь их место в системе, а другим – их все же, как представляется, меньше, к сожалению, - не нравится система в целом. Показателен, к примеру, такой эпизод: на первой работе Китти, в прачечной, во время обеденного перерыва ее просят что-нибудь спеть. Она запевает любимую отцовскую революционную песню – Марсельезу: «Настало время бороться за свои права». И вот угнетенные прачки, работающие поистине в ужасающих условиях, тем не менее недовольно шикают на нее и начинают хором петь ура-патриотический гимн.
Но и среди тех, кто занимает высшие ступени общественной иерархии, разделение аналогичное: одни используют свои привилегии, чтобы угнетать нижестоящих в своих интересах, а другие – их меньшинство, тем более, если речь идет о высших слоях общества – все же, как это ни странно, желают изменения всего общества к лучшему. «Как известно, движущей силой развития докоммунистического общества является классовая борьба. Однако история зачастую дает примеры, выпадающие из подобного обобщения. Трудно объяснить классовыми интересами участие дворянина, царского офицера в Гражданской войне на стороне большевиков. Также как и безземельного крестьянина по другую сторону фронта. Все встает на свои места, если признать, что линия противостояния проходит внутри личности, что это доведенная до крайнего драматизма борьба между его животным и нравственным содержанием, находящая свое внешнее проявление в виде классового антагонизма. Человек принимает ту или иную сторону сообразно степени своей нравственной зрелости» (Сергей Метик).
Разные желания, возможности, жизненные принципы людей, реализуясь во взаимодействии друг с другом, дают общую картину общества и его проблем в целом. Иллюстрацией этого, в общем, и является данный фильм. Жизненные принципы определяют решения людей в той или иной ситуации. Надо ли поддаваться жестокой социальной необходимости ради повышения своего статуса? Допустимо ли для матери, к примеру, выставить собственную дочь на панель ради того, чтобы не голодали другие дети? Допустимо ли продавать себя и, если да, то за какую цену? Допустимо ли перечеркивать далеко не худшее время, проведенное с любимой женщиной, ради выгодного брака с нелюбимой? Да и была ли она любимой при такой постановке вопроса, тем более если ответ на него будет положительным? Вот то, с чем приходится сталкиваться героям фильма.
Китти однозначно можно отнести к тем, кому отвратительна система в целом. И если порой девушка и поддается жестокой необходимости, то все же не за счет других, а расплачиваясь и страдая сама. При этом нельзя сказать, что она покорно склоняет голову перед сильными мира сего: одному капиталисту-работодателю, пытавшемуся ее домогаться, она плюет в лицо, другому мстит за изнасилование метким броском камня по стеклянной витрине его магазина. От также посвященного проблеме проституции российского фильма "Точка" этот фильм отличается тем, что в нем присутствует, причем в достаточно явном виде, мотив сопротивления. Люди, желающие построения более справедливого общества, не мирятся с системой и борются. И, что самое интересное – по одну сторону баррикад не только бедные, но и обеспеченные люди с, если это можно так выразиться, высоким уровнем социальной ответственности, как об этом сказано выше.
После всех мытарств, познав голод, нищету, насилие, тяжелый и грязный труд, Китти знакомится с известным художником и позирует ему для картины "Утопия", изображающей баррикадную баталию, где она с обагренным кровью мечом зовет соратников в бой. Один из друзей художника становится ее первой любовью, которая, однако, не выдержала проверки временем, а самое главное, проверки социальными условиями, необходимостью жертвовать дорогим, но нематериальным, ради дорогого в ином смысле и при этом грубо материального. Но мечты новой «Золушки» о личном счастье все же сбылись: после реального боя с полицией, точнее, даже расстрела «стражами порядка» безоружных демонстрантов, требующих хлеба и работы, она обрела настоящую любовь. В принципе, такой «хеппи-энд» героиня заслужила, правда, удача так улыбнулась далеко не всем ее современникам. И то, что реальная женщина - прототип героини, обретя личную свободу от мерзостей эксплуатации и угнетения, продолжила борьбу против них литературным пером, всецело заслуживает уважения.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments