p_kuznetsov (p_kuznetsov) wrote in kultovoe_kino,
p_kuznetsov
p_kuznetsov
kultovoe_kino

Categories:

"Серьёзный человек"/"A Serious Man"/Джоэл Коэн, Этан Коэн/США, 2009


Надо сказать, что в 2000-ых годах братья Коэн радовали меня нечасто. Мои любимые их фильмы остались в конце 80-ых - первой половине 90-ых. Тем приятнее мне было посмотреть "Серьёзный человек" - ленту, которая мне сразу очень сильно понравилась, неожиданно для меня самого.

"A Serious Man" - фильм о жизни еврейской общины небольшого американского провинциального городка. Но изображение жизни американских евреев для Коэнов - средство, а не цель. Средство для выражения своего миропонимания, которое внятно было показано ещё в предыдущем фильме "После прочтения сжечь". Но в отличие от "После прочтения", где один из центральных персонажей прямым текстом говорит об "окружающем его идиотизме", в "Серьёзном человеке" это миропонимание выражено иносказательно и с гораздо большей художественностью.

Главный герой - профессор математики Лоренс Гопник, устроенная жизнь которого внезапно летит под откос. Студент-азиат просит повысить ему отметку и подсовывает конверт с деньгами, жена уходит к некоему Саю Абельману, причём они умудряются повернуть дело так, что м-ру Гопнику даже приходится переехать из собственного дома в мотель "Весёлый Роджер". Вдобавок к тому, на шее профессора висит его непутёвый брат Артур, у которого постоянные проблемы с полицией то из-за страсти к азартным играм, то даже из-за склонности к гомосексуализму.

Дальше - больше. Как совершенно верно замечено в одной из рецензий, "количество абсурда в жизни Ларри Гопника нарастает", и, собственно, нет особого смысла пересказывать весь этот абсурд. Именно в его нарастании - основной стержень сюжета, но, как ни странно, смотреть чрезвычайно интересно, потому что очень хочется узнать, чем же всё это закончится. В попытках разрешить свои проблемы Ларри обращается к адвокатам, к раввинам, но все ему дают совершенно нелепые советы. Перед нами проходит целая галерея выпуклых еврейских персонажей, и здесь проявляется всегдашнее умение Коэнов работать с актёрами. Каждый из этих евреев по-своему забавно выглядит, у всех вроде бы естественные, но при этом, если приглядеться, - невероятно смешные лица. И говорят они тоже невероятно смешные, абсурдные и нелепые вещи, при этом с серьёзными и даже какими-то просветлёнными лицами. Наблюдать буквально за каждым появляющимся на экране героем очень интересно. Собственно, каждый из них - это и есть тот самый "серьёзный человек", вынесенный в заглавие фильма. Так Коэны показывают всю абсурдность попыток быть "серьёзным человеком" в мире, где от тебя абсолютно ничего не зависит, и этим они художественно завершают тему, начатую в "Фарго" и продолженную в "После прочтения сжечь". При этом их ирония над своим собственным племенем убийственна.

Коэновские фильмы 90-ых напомнила мне приятная спокойная картинка, практически лишённая визуального мусора.

Заканчивается фильм очень глубоко и красиво - зрелищем надвигающегося торнадо. Символом всепобеждающих сил, правящих миром и неподвластных человеку. Так Коэны, философы по образованию, видят мир. По крайней мере, так я понимаю их видение.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments