natramvae (natramvae) wrote in kultovoe_kino,
natramvae
natramvae
kultovoe_kino

Category:
  • Music:

мое восхищение. Катрин Денев.






Катрин Денев  - актриса недосказанности, сокровенности, для нее нет иного подходящего слова. Она всегда живет двойной жизнью: это открытая, явная и – тайная жизнь.
 
Франсуа Трюффо


 

 

Когда известный киновед Андрей Плахов напечатал свою первую книгу об актрисе Катрин Денев (книга так и называется «Катрин Денев»), ему было почти 40 лет (это было в 1989). К этому времени, его любовь к таланту великой актрисы насчитывала почти 20 лет, в течение которых, он сначала вырезал статьи о ней, а потом и начал вести личную переписку. Мне сейчас и двадцати лет нет, и что же, спрашивается, можно написать в таком юном возрасте о чем-то уже великом и уже состоявшемся? По сути, кроме восхищения – ничего. Но именно с восхищения все и начинается… Интересно, что отправной точкой этого восхищения для меня и для Андрея Плахова стал один и тот, же фильм – «Шербургские зонтики» (режиссер Жак Деми, Франция, 1964). Андрей Плахов посмотрел его еще в конце 60-ых, а я в 2010. Он нблюдал становление Катрин Денев как актрисы, я же смотрю на эту киноленту из далекого от тех времен настоящего, улавливая больше атмосферно-эмоциональную составляющую, нежели отражения умонастроений 1960-ых. Скажу больше «Шербургские зонтики» интересовал меня изначально лишь как фильм - идейный вдохновитель современного режиссера Кристофа Оноре, который в своих интервью неоднократно упоминал картину Жака Деми. Что такого сверхъестественного в этом фильме - и для меня, и для Андрея Плахова остается загадкой (по крайне мере так он пишет в своей книге). Но мы сошлись в том, что главная зацепка к разгадке – актерская работа Катрин Денев. После просмотра «Шербургских зонтиков», я дал себе обещание посмотреть все доступные фильмы с ней. Фильмография Катрин Денев насчитывает  свыше 110 картин. Меньше чем за два месяца, мне удалось посмотреть всего лишь около двадцати фильмов. Я старался начать с наиболее ярких произведений, именно поэтому в этот список попали имена таких режиссеров как Луис Бунюэль, Франсуа Трюффо, Роман Полански, Андре Тешине, Ларс Фон Триер, Франсуа Озон и др. Как не стать великой актрисой с такой подборкой режиссеров?

 

Катрин Денев явила своим образом двойственность внутреннего и внешнего. За  инфантильно-романтическим личиком юной Денев скрывается какой-то другой мир, какая-то тайна, приближенная одновременно к порочности и к глубинному осмыслению бытия. Бледное лицо, крашенные блондинистые волосы, отстраненный взгляд – такой предстает Денев в своих ранних кинолентах. Она немногословна, как в жизни, так и в кино, и через молчание, мы приобщаемся к этому тайному миру.  А для режиссера и счастья больше не надо, чем актер сковывающий в своем внешнем облике ту бурю чувству, которая у него внутри. Прорыв происходит лишь через мельчайшие нюансы, мимолетные взгляды. Впрочем, если рассматривать подход актрисы к роли, то системы Станиславского рядом здесь не было точно ни в какие годы ее актерской деятельности. Складывается ощущение близости к английской актерской школе. Не смотря на отсутствие специализированного образования, Катрин Денев пользуется именно набором этим приемов. Актриса отстраняется от роли и привносит актерскую игру то, что могло бы случаться с ее персонажами, а не с ней самой. Она всегда находит множество подтекстов. Я бы даже осмелился сказать, что она всем своим внешним видом символизирует понятие «подтекст». Денев очень требовательно относится к выбору роли. Но даже если ей и приходилось играть в проходном фильме, то персонаж получается глубокий. Это взаимодействие трех факторов: внешняя красота, талант Денев как актрисы и огромный личный опыт как человека. О последнем ее очень любит спрашивать пресса и если вопрос не доходил до грани неприличного (в этом случае Катрин Денев просто вежливо и обычно иронично прощается с интервьюером), она отвечает примерно так: «В детстве я была болезненным ребенком, смерть матери и потом любимой сестры навсегда вселила в меня опасение, что я сама заболею и умру. Я боюсь любви, как боюсь боли. Потому что оборотная сторона любой любви — всегда боль. И в конечном счете — смерть». Уже исходя из этого высказывания становится понятно откуда в самой проходной мелодраме  с ней, появляются высокие темы страданий ради любви. А ее отстраненное, слегка болезненное лицо отражает невозможность счастья и глубинное осознание этого. Именно этим сочетанием внутреннего психологизма и внешней отстраненности помноженной на безусловную красоту меня и поразила Катрин Денев. И может быть, будь я героем фильма Андре Тешине «Отель Америка» (1981) следовал бы за ней ровно так же, как это сделал герой этого фильма, преследуемым сразу двумя желаниями – приобщиться к ее тайне и сохранить и уберечь столь хрупкое создание.

Для Катрин Денев, как и для нас с А.Плаховым, фильм «Шербургские зонтики» стал отправной точкой. Именно после выхода этой картины она получила мировое признание. Но прежде, чем говорить о признании следует изложить необходимые биографические факты, с которых должно начинаться почти любой  статье об актере. Катрин Денев родилась в 1943 году в семье актера. Настоящая фамилия – Дорлеак. Первой ее картиной был фильм А.Юнебеля «Ученицы коллежа» (1954), потом вместе с сестрой Симоной Дорлеак снялась в «Котятах» (1958), а с другой сестрой Франсуазой — в «Сегодня вечером или никогда» (1960). Но подлинный ее дебют состоялся в 1963 в фильме ее тогдашнего спутника Роже Вадима «Порок и добродетель».  Как говорилось выше, известность к ней пришла с фильма Жака Деми. С него и начнем. «Шербургские  зонтики» по сути является уникальным музыкальным киноэкспериментом, доказавшим совмещение кино и оперы: герои фильма поют не только в момент эмоционального подъема, но и в обыденных ситуациях. Кинокартина одновременно является отголоском «новой волны» и обратным уходом к французской кинопоэтике в духе традиций Рене Клера. Герои Деми не являются бунтарями, Женевьева – героиня Катрин Денев покорно подчиняется стечению обстоятельств и идет на некоторый компромисс между случаем и расчетом. Практически непрекращающиеся песни не делают игру актеров слишком условной. Задачей режиссера было приблизить сказочность повествования к максимальной реальности. Пластика и движения актеров подчинены созданию неких ассоциаций (а не точному темпо-ритмическому соответствию) музыке Мишеля Ленграна. Именно музыка в этом фильме ведет за собой повествование фильма и позволяет родиться новому для 60-ых типу героиню – неоромантическому. Катрин Денев одновременно являет собой традиции классической «высокой» героини со сдержанным характером и современный психофизический тип девушки. Именно на таких контрастах и зарождается образ Катрин Денев – высокое в сочетании с обратным им (в данном случае современным,  модернистичным). Внешняя сдержанность, выраженная молчаливостью, таит в себе бурю невыраженных эмоций, невозможность выразить эти эмоции порождает собой отраженной бледностью на лице болезненность.  Юная героиня Денев практически все время находится в предобморочном состоянии романтического ожидания. Деми использовал такое амплуа Катрин Денев еще в ряде своих картин: «Девушки из Рошфара», «Ослиная Шкура» и др.

Шербургские зонтики (1964)    Отвращение (1965)
слева-напрво: "Шербургские зонтики" (р. Деми, 1964), "Отвращение" (р. Полански, 1965)

Дневная красавица (реж. Л. Бунюэль, 1967)  
Дневная красавица (р.Бунюэль, 1967),
Более жестоко, чем Деми с этим образом поступил Роман Полански в триллире «Отвращение» (1965). Фильм отражает болезненную необратимость, психопатологию юной леди Кароль – героини Катрин Денев. Полански берет уже знакомое зрителю романтическое мечтательное лицо Катрин, но теперь за ним скрывается настоящая паталогия. По словам режиссера, ему требовалась «девушка, которая не смотря на свое ангельское лицо способна зарезать мужчину бритвой».  Поначалу поступки Кароль можно психологически объяснить, но к середине фильма реалистическая составляющая образа глушится давящей атмосферой ужаса. Полански развенчивает уже сложившийся образ Катрин Денев. В ней появляется новая двойственность – она одновременно, и жертвенность, и носитель зла. Действие фильма происходит практически без слов и Денев является почти единственным активно действующим актером этого фильма. Полански активно использует крупные и сверхкрупные планы, чтобы сделать фильм более психологичным и менее условным. Он хочет заставить поверить зрителя в обманчивость реальности. Этот фильм можно считать переходным от модерна к постмодерну: у героя еще остается личное «я» в лице Катрин Денев, но все окружение подвергается деструкции, разрушению. Опыт «Отвращения» дал Катрин Денев возможность вырваться из привычного амплуа и возможность к его дальнейшим модификациям и изменениям.

 

Следующей стадией развития двойственного отношения «лицо – содержание» в образе Катрин Денев стал опыт работы с режиссером Луисом Бунюэлем. На этот раз за внешней составляющей слегка болезненной буржуазной дамы скрывается огромное неудовлетворение, имеющее эротический оттенок и выливающееся то ли в сны, то ли в явь. Андрей Плахов открывает здесь все ту же «способность Катрин Денев воплощать в одном обличии целомудрие и порок, инфантильность и причастность к тайне жизни». Это и есть сочетание «лед и огонь», которым я бы определил соотношение внутреннего и внешнего всего творчество актрисы. Возможно поэтому некоторые ее сравнивает с типом роковой женщины 20-ых. Но в отличие от последних, внутри Катрин Денев все-таки бушует страсть и местами романтичность, нежели порок. Случай Бунюэля – это наиболее резкое сочетание «холодного» и «горячего», при котором актрисе требовалось не потерять благородства героини, обнажив ее «темную сторону».


 

С течением времени лед оттаивает и огонь слегка угасает. Актерский рисунок становится мягче. Из типа «вечной женственности» Денев постепенно переходит к страдальческому, жертвенному типу. Наиболее ярко второй тип проявляется начиная с работы Франсуы Трюффо «Последнее метро» (1980) и фильма Андре Тешине «Отель Америка» (1981). Героини Катрин Денев взрослеют вместе с ней. Их поступки являют собой попытку сохранить разрушающейся мир (будь то это оккупация Франции фашистами или смерть близкого человека). Но Катрин не суждено стать просто благородной дамой. Скажем, финал «Последнего метро»  является по-настоящему вариативным: осталась ли она с мужем или ушла к любовнику остается неясным. Что победило в ней: рвущаяся через внутреннее подавление страсть или верность? Невозможность простого человеческого счастья – центральная проблема практически всех героинь Денев. Но при этом, в отличии от роковой женщины 20-ых, они не обречены на гибель. Они обречены на страдания, на  смирение. В 1993 году в картине Андре Тешине «Любимое время года» героиня Денев так и проговаривает эту идею: «просто я не создана для счастья». В этой ленте заметны внешние изменения в Денев: ее лицо округлело, глаза припухли, появилась современная короткая стрижка. Ей 50 лет - как в жизни, так и на экране. Но кроме этого прошло и еще одно важное изменение: Тешине заменил холодность на невростиничность, наделив героиню проблемами не любовного, а семейного характера. Персонаж Денев находится в постоянном диссонансе  между личным самоопределением и определением  себя как части семьи. Лишь в моменты, когда героиня выпьет несколько вина, мы видим старую спокойную Денев, которая может глаза в глаза  признаться в любви к брату.


 

В период 2000-ых  Денев раскрыла себя в ряде  ролей второго плана. Это, прежде всего хорошо знакомая в нашей стране (ибо наполовину русская) картина Режиса Варнье «Восток-Запад» (1999) и скандальный фильм Ларса фон Триера «Танцующая в  темноте» (2000). В обеих лентах героиня Денев представлена как абсолютная добродетель –  борец за этический принцип. На мой взгляд, это одна из самых сложных задача для актера. Как сыграть это не пошло? В размышлениях над этим вопросом, я пришел к выводу, что здесь существенное влияние оказывает медийный образ актера. А именно то, как он преподносит себя в прессе. В этом смысле, Катрин Денев для меня образец для подражания. На все вопросы о личной жизни она просто не отвечает. Тем самым, оставляя высшим ценностным понятиям сакральное значение. Катрин Денев не афиширует себя как звезда, для нее важнее актерское ремесло. Стало быть, в актерском ансамбле, скажем «Танцующей в темноте», она может органично стать на второе место – а это обязательное условие для создание героини-добродетели. Отличное взаимодействие внутри ансамбля заметно и по фильм Франсуа Озона «8 женщин». Здесь все на месте, все подчиняются строгому сухому расчету режиссера, в том числе и Катрин Денев. 



Выше написанное вовсе не говорит о том, что ей перестали предлагать главные роли. Катрин Денев снимается в главных ролях и по сей день. Фильм  Гаэль Мореля «Жизнь после него» (2007) – прекрасная иллюстрация того как и в 60 лет можно расширять свой творческий диапазон. Героиня Катрин Денев находит замещение любви к сыну в привязанности к другу сына, который еще к тому же является виновным в смерти первого. Эта «патология» вовсе лишена эротического подтекста, что делает героиню воистину живой. В глазах Денев читаются материнские страдания. Как и в прежних ролях ее героине неведомо счастье, но теперь причина эта не невозможность любви, а утрата сына, что выводит все ее творчество на новый ракурс. Простите за наивность высказывания, но после фильма действительно хочется позвонить близким людям и сказать что с тобой все в порядке. Настолько сильно ее воздействие: в каждой морщинке, в усталости глаз, в мягкости движений и ничем не убиваемой любви к жизни (конечно через тяжелый путь испытаний) – буквально во всем читается – мать. Как мужчина, не могу точно сказать можно ли так тонко изобразить мать не будучи ей. В  любом случае реальная Катрин Денев мать двух детей – двух замечательных актеров:  Кристиана Вадима и Кьяры Мастроянни. Кстати говоря, Кьяра в свою очередь снимается в фильмах Кристофа Оноре, с которого я начинал свое повествование.


 

Вот и подходит конец моим размышлениям о великой и прекрасной актрисе как французского так и мирового кино – Катрин Денев. Актрисе с широчайшим диапазоном ролей, огромной фильмографией и внутренней эволюцией. В этой работе приведены лишь основные соотношения ее внутренних и внешних образов. Все ее творчество мне все еще кажется необъятным. Вы даже не представляете, как меня греет мысль, что осталось посмотреть еще около 80 уже снятых работ и надеюсь не меньшее количество новых кинокартин. А если вдруг, она решит снова посетить Россию, я обязательно ей скажу:

"Мое восхищение Вам, Катрин Денев!"


Мои звезды прекрасны (2008)  Рождественская сказка (2008)
слева-направо: "Мои звезды прекрасны" (2008), "Рождественская сказка" (2008)
 

 
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…