Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote in kultovoe_kino,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara
kultovoe_kino

Category:

КОСТЮМЫ К.ЭТВУД К ФИЛЬМУ Т.БЁРТОНА "СОННАЯ ЛОЩИНА"

Среди остальных кинематографических работ Т. Бёртона «Сонная

лощина» занимает особое место. При всей узнаваемости почерка режиссера, этот

фильм отличается необыкновенной атмосферой, царящей в кадре. Картина получилась

нежной, импрессионистичной.

 







 


Работа американского импрессиониста Д. Уистлера








кадр из фильма




Первоначально картина задумывалась, как черно-белая. Режиссер в своих интервью рассказывал, что источником вдохновения для экранизации этой новеллы Ирвинга был старый итальянский черно-белый фильм – ужасов «Маска Сатаны»(1960 г) режиссера Марио Бава.

 


 





 
Кадры из фильмов «Маска Сатаны»


и «Сонная лощина»

 



  

И действительно, параллели очевидны: ненастоящий, а павильонный лес, ложная перспектива, соответственно, много дыма для смягчения заднего плана. Но фильм получился более красивым и лиричным.

Действие картины происходит в 1799 году в маленьком американском городке Сонная Лощина, населенном голландскими переселенцами

 

Как же без мельницы, коль речь идет о голландцах? Картина голландского живописца, кадр из фильма,


рисунок режиссера.




Спокойствие его нарушает цепь таинственных, жестоких

убийств. «Сонная Лощина спит и видит во сне кошмары», - так объяснял свое

видение проекта художник-постановщик  Рик

Хейнрикс (Rick Heinrichs). Черный цвет, присутствующий в фильме, конечно,

добавляет тревоги. Лес, с его деревьями, напоминающими скелеты, с прелыми

осенними листьями, словно говорящими о бренности нашей жизни, заставляет нас нервничать.

Гамма фильма очень красивая: пепельная, пыльно – коричневая с редкими брызгами

бордового и золотого.















Т. Бёртон говорил в одном из интервью: «Место, настроение, ощущение – все это очень важно в этом фильме. Это еще один персонаж в пьесе».

Задача художника по костюмам, верной Колин Этвуд, была как можно органичнее вписать костюмы в этот фон, не разрушить хрупкости и акварельной призрачности. Она черпала вдохновение в полотнах известных живописцев той поры.









Картина Ж.О. Фрагонара «Качели», кадр из фильма












Картина Никола Ланкре «The Bird Cage», кадр из фильма




Поэтому, в этом фильме нет открытых или контрастных цветов. Единственный резкий цвет в костюмах – черный. Он уравновешивает другие темные детали в кадре – деревья, здания, придает визуальную агрессивность некоторым персонажам.

Все ткани, приобретаемые ею для пошива костюмов, проходили обязательное тестирование на пленку.

Сами костюмы достаточно лаконичны по линии, но сшиты из тканей разных сложных фактур. Например, костюм главного героя Икабода Крейна сшит не из черного, как может показаться, а из сукна глухого сине - зеленого оттенка.







И к нему еще были изготовлены жилеты из бархата и атласа. Поскольку сразу снимали на специальную пленку, поглощающую светотень и делающую костюм из темной ткани плоской черной кляксой, то художнице пришлось нашить по краю костюма тонкий атласный кант. Он отражал свет и добавлял рельефность. Кстати, такой глухой темный цвет подчеркивал белизну лица, что было необходимо по концепции фильма.







На фото: мужской ансамбль, приблизительно 1790 год, музей МЕТРОПОЛИТЕН и костюм Д. Деппа из фильма «Сонная лощина». Такой вариант мужского костюма назывался «аби», это была переходная форма от жюстокора к фраку. Здесь нет вычурной вышивки, обильных кружев. Стиль сдержанный и элегантный.




Жители Сонной лощины имеют старомодную добротную одежду. Свой достаток и положение в обществе они демонстрируют с помощью богатой отделки и кружев, как было принято в то время.







В своих интервью, К. Эствуд не скрывала, что не преследовала цели создать исторически верные костюмы. «Это не урок истории»,- говорила она. Формат фильма – готическая сказка – располагал к смелым, интересным экспериментам. «Больше фантазии – меньше исторической правды», - таков был девиз Колин.







Это платье мачехи выглядит действительно необычно для той эпохи, но зато ясно дает нам понять, что за женщина находится перед нами. «Костюм – это возможность установить характер персонажа до того, как он откроет рот», - любит повторять Колин Этвуд.

Черный цвет, гасящий энергичный желтый на атласном платье Мачехи – подсознательно вызывает у нас тревогу и указывает на скрытную натуру персонажа. Сочетание цветов – желтого с черным – не случайно. Это одно из любимейших цветовых сочетаний в голландской живописи 17 века.







Картина Вермеера «Урок музыки». 




Конечно, К. Этвуд выбрала более теплый оттенок жёлтого и усложнила декор, но суть осталась ясной, речь идет о голландских корнях Мачехи.

Упругий завиток орнамента этого платья спутается в ее финальном костюме в черную паутину.



  






Словно этот декор живой, сам существует вне платьев, сплетаясь и расплетаясь, как волосы Медузы-горгоны.







Долгие годы мачеха плела эту сеть, в которую заманила полгорода.

Опять же, нельзя не заметить сходства черно-белого платья с нарядом Сидонии фон Борк с известной картины.



 






«Сидония фон Борк» картина Эдварда Берн-Джонса, известного прерафаэлита и кадр из фильма.




Сидония фон Борк не была современницей художника, а жила в далеких 1548-1620 гг. Сюжетом для картины послужила книга немецкого писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья». Она была очень популярной в кругу прерафаэлитов. Книга повествовала о жестокой колдунье, которая мстила мужчинам, используя свои чары. В итоге, за эти «художества» была сожжена на костре. Художник изобразил Сидонию замышляющей новое преступление. Ее взгляд полон холодной ненависти, а лицо и фигура выражают непреклонную решимость.

Также финальное белое платье с черной паутиной – это почти зеркальная версия наряда Белой ведьмы, ее сестры, которую она убила.





Платье Белой ведьмы и рисунок – концепт ведьмы Т. Бёртона.




Ведь и в детстве они одевались в почти одинаковые платья.









Интересен по задумке и наряд, в котором она расправляется со своей сестрой.

Во-первых, он имеет агрессивные черные детали отделки.

 


 

Во-вторых, в художественном плане тут есть некоторое заимствования у Лукаса Кранаха, творчеством которого вдохновлялся оператор-постановщик Эммануэль Любецкий ( Emmanuel Lubezki). Эта связь времен не случайна. У зла нет временных рамок а, заметьте, «хобби» у Юдифи и Мачехи одно.



 







В-третьих, художнику по костюмам хотелось, чтобы это платье было похоже на кору дерева, поросшую мхом, ведь Мачеха когда-то долгое время прожила в лесу и чувствует себя с ним единым целым.







С помощью своих колдовских чар Мачеха прекрасно манипулирует Всадником без головы. Бедняга в поисках своей потерянной, в буквальном смысле, головы отсекает направо и налево головы жителям городка. Забавно, что его костюм практически повторяет костюм Явуто из фильма «Маска Сатаны», столь любимого режиссером.







Кадры из фильма «Сонная лощина» и фильма «Маска Сатаны» 1960г.




И там и там костюм состоит из плаща, колета, брюк, ремня с широкой пряжкой. Более того, у Явуто на колете мы видим вышитого серебряного дракончика. Вот что пишет о символике Дракона Википедия: «Дракон символизирует собой бессмертие, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом — это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения». Это все про наших героев.

Колин Этвуд сделала более стильный вариант и у нее мы уже видим геральдического двуглавого дракона. В правой лапе он держит державу – символ монаршей власти.







Колет и фрагмент вышивки костюма Всадника без головы и фрагмент костюма Явуто. Кстати, в русском переводе этого фильма дракончика на колете Явуто называют серебряным грифоном, что не верно. Грифоны - наполовину львы, наполовину орлы, а на фото ясно видно, что это дракон.



 

Сама гамма костюма – черно-красная-серая говорит нам о крови, смерти, пепле пожарищ, блеске мечей и кольчуг.

В то время, когда его видят наши герои, прошло немало лет, как он умер и пролежал в могиле. Поэтому, его наряд, местами прогнил и обветшал (как, кстати, и у Явуто).













И снова сравниваю Всадника без головы и Явуто, вылезающего из могилы в маске Сатаны.




Это не полная статья. Про костюмы Катрины ван Тиссель можно прочитатьздесь
/lj-cut
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments