senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in kultovoe_kino,
senart_artdeco
senart_artdeco
kultovoe_kino

Category:

Вечерний сеанс. (Или, за что люблю Хичкока.)

Когда-то в доме сломался телевизор. Купили новый - не работает. Выяснили, что проблемы в антенне. Никого вызывать не стали, а телевизор с тех пор - приставка к DVD. Периодически запасы фильмов пополняются разовыми закупками по 10-15 дисков, просматриваются 2-3 недели. К чему-то возвращаешься, к чему-то - редко, но есть и фавориты. И тут начинается серьезная полемика с мужем, что будем смотреть сегодня вечером. Когда договориться не можем, я предлагаю Хичкока. Он - любимый, обожаемый, закатанный. Иногда слышу слабые протесты, что "мордовать" то, что любишь не стоит. Не стоит, согласна. Но...

Окно во двор

"Окно во двор" (1954 г.)- фильм, который никогда не надоедает. Мне кажется, что я могла бы распечатать каждый кадр его, развесить на стены, и жить в таком интерьере. (Кстати, известная американская мебельная компания Andrew Martin так и делает). В чем тут "хунден грабен" (собака зарыта) не знаю. У Хичкока люблю все, за исключение нескольких последних фильмов, над которыми, наверное работало больше его имя, чем он сам (Топаз, Семейный заговор).

Окно во двор

Фильмы Хичкока изобилуют саспенсовыми (напряженными) моментами. Трюффо в свое время сказал: "Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы заниматься любовью между рядами, греки... и т. д. Вот за свое умение вовлечь зрителя в фильм Хичкока и прозвали Мастером саспенса.

Я ничем не отличаюсь от того арабского зрителя, правда, до семечек дело не доходит. Особое удовольствие - до, во время просмотра и после - диалоги с мужем. Хотелось бы себе приписать эти наблюдения, но неудобно. Всякий раз он возмущается, как могла королева Голливуда уехать в эту деревню? Мои вялые попытки, сказать, что Монако - ого-го, даже не слушаются. Грейс Келли на самом пике карьеры вдруг решила стать принцессой. "Зачем ей? Она же снялась у самого Хичкока! Мир и так был у ее ног!" - сопровождает начало фильма. Про славу и деньги, вход в высшее общество - не принимается. "Кто бы знал этого опереточного князька такого же опереточного государства? И потом, она же - художник!".

Грейс Келли

Тут мой мой муж абсолютно прав. Кулик кулика видит издалека. Не так давно появились воспоминания людей, близко знавших актрису, и подтверждающие догадки моего мужа. У нее были проблемы с алкоголем. Это закономерно, если у таланта нет реализации. А чего стоят панно из засушенных цветов! Они привозились в Москву на выставку. Это же крик о помощи! Так что история самой Грейс достойна фильма Хичкока. Сказка про принцессу Грейс Келли с очень плохим концом. Потомок Наполеона (принц Ренье) ревновал ее к славе, запретил показывать в Монако фильмы с ее участием, радовался, когда она после рождения третьего ребенка поправилась, унижал при слугах...

Сюжет "Окна во двор" очень прост. Закованный в гипс фоторепортер Джефри (Джеймс Стюарт)наблюдает из окна за жизнью соседей - балериной, композитором, мисс Одинокое сердце, возлюбленной парой. Вдруг, в какой-то момент он замечает, что пропала жена соседа напротив - раздраженная и больная женщина. И дальше не отходя от окна начинает расследование в форме диалога со своим другом полицейским, медсестрой и любимой женщиной. Думаю, последние фильмы Хичкока были рассчитаны на нового зрителя, на экране появилось много суеты. В этом же нет внешнего движения (экшена). Человек смотрит на мир как художник на полотно, или как зритель кино.

Окно во двор

Он закован в гипс, но сколько внутренней динамики, ожидания что вот-вот что-то случится (саспенс). Первый раз смотрела этот фильм в глубоко советское время, тогда меня само преступление (здесь сосед убивает свою жену, и потом по частям выносит из дома) потрясло. Это сейчас мы закаленные, а раньше нас не посвящали в подробности криминальной хроники.

Окно во двор

Но как всегда у Хичкока - преступление-преступлением, правдоподобность значения не имела, а вот ирония обязательна. Весь фильм - это не рассказ об ужасах преступления, как например в классическом нуаре, а ироничное отношение режиссера и к ситуации, и к своим героям. Ну например, замечание медсестры про то, что огромный сундук (в котором предполагается труп), и который они с Джефри видят из окна, надо бы убрать от солнца, жарко все-таки, при этом она спокойно есть свой бутерброд, а собеседник, подавившись, откладывает еду в сторону. Смешно ведь, когда Джефри говорит ей же, чем его не устраивает Лиза Фремон, потому что ту интересует жизнь с Пятой Авеню, а не трудности его профессии, на что медсестра ядовита ему замечает: "Смеетесь! Вам нужно что-то особенное?... Убирайся совершенная женщина! Ты не для меня."

Окно во двор

И через минуту камера отъезжает от лица героя как бы вместе с поцелуем Грейс Келли. Камера в этом фильме встает на позиции самого Стюарта или повернута на него, мы кадр видим его глазами либо с ним. Так как Стюарт играет репортера, то по правилам Хичкока, герой должен максимально использовать предметы, связанные со своей деятельностью. Здесь - это камеры, бинокли.

Окно во двор

А вспышка, которой он пытается ослепить убийцу в своей темной комнате! Как поблескивают тут стекла очков надвигающегося на него соседа, который собирается его убить! К слову, актер Р. Барроу, игравший в Окне убийцу, внешне напоминал самого известного американского продюсера Дэвида Селзника, с которым Хичкок долгое время проработал. Режиссер специально учил актера жестам и манерам продюсера, как держать сигару, телефонную трубку. На это мой муж спрашивает меня: "А зачем?". Я: "Ну для того, чтобы отомстить, тот вмешивался в процесс создания и, вообще, с Альфредом Хичкоком было трудно". "А где те фильмы режиссеров, с которыми Селзнику было легко работать?".
Окно во двор

Почти все фильмы великого Хича приносили прибыли в четыре раза больше сделанных в них вложений. И до сих пор приносят прибыль.
От актеров режиссер требовал, чтобы они четко делали то, что он говорит. Он заранее знал, чего хочет. Его знаменитые блондинки - это доведенные до совершенства женские образы.

Окно во двор

Думаю, что их искусственный пепельный цвет волос, элегантная одежда "комильфо" - все это подчеркивает их сделанность режиссером. Обращает на себя внимание, что после Хичкока все его актеры остаются уже недосигаемыми величинами. Некоторые, как например, Кэри Гранд после фильма "На север через северо-запад" предпочитают больше не сниматься, чтобы остаться в памяти зрителей в свой лучшей форме. Те, кто продолжал работать, как Ким Новак или Джанет Ли, так и не смогли преодолеть собственную высоту, взятую у Альберта Хичкока. Шон Коннори, пожалуй, исключение, его фирменная ирония плавно переехала из бондиады в фильм Альфреда Хичкока. В Марли он тоже немного Джейсм Бонд.

Окно во двор

Грейс Келли для Хичкока - это идеал женской красоты. Сам он говорил, что его интересовал контраст совершенной холодной оболочки и скрытого огня страстной натуры. В прессе можно встретить мнение, что якобы художник ненавидел женщин, ссылаясь на его комплексы, так как ему они были не доступны. Вот только как быть с тем, что его актрисы лучшие на все времен.



Общим во всех этих историях является любовь. Проблема героя Джеймса Стюарта заключается не в том, что он не хочет жениться на Лизе Фремон, а напротив, он видит сплошные иллюстрации на тему любви и брака. Тут живут одинокая женщина без мужа и любовника, новобрачные, с утра до вечера занимающиеся любовью,и в конце фильма, уже уставшие друг от друга, спивающийся холостяк-музыкант, танцовщица, к которой липнут мужчины, но главное - супружеская чета,где ссоры супругов становятся все более невыносимыми, покуда жена таинственно не исчезает.
В конце фильма Хичкок показал почти семейную идиллию - Джефри с уже двумя переломанными ногами продолжает дремать в своем кресле у окна, Лиза Фремон сначала читает интеллектуальный "Нэшенл Джеографик" и потом, видя, что Джефри уснул меняет книгу на модный журнал. Но что-то подсказывает, что это не классический хэппи энд.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…