Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kultovoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
kultovoe_kino

Categories:

Туманность Андромеды, 1967

Туманность Андромеды, 1967Вершиной жанра, объединив тему космоса с темой будущего разумного и справедливого устройства общества Земли, стал советский фантастический фильм 1967 г. "Туманность Андромеды", экранизация первой части романа классика советской фантастики Ивана Ефремова. Главные роли сыграли Сергей Столяров и Вия Артмане.  

Очень далекое Будущее. Возвращаясь из звездной экспедиции, звездолёт оказывается вблизи тёмного облака, скрывающего "железную" звезду. Он становится её пленником. Экипаж не в силах выбраться из её поля и вынужден искать спасения на одной из планет, на которой обнаружен странный космический корабль - "спирало-диск". Звездолёты подобной конструкции неизвестны в Содружестве Кольца.

На Земле происходит смена руководства "Внешними энергетическими станциями", (вообще-то самый главный управленческий пост на Земле).  На смену Дар Ветру (Сергей Столяров) приходит Мвен Мас. Его приход открывает дорогу опасному физическому эксперименту по сжатию времени – при Даре Ветре этот эксперимент был запрещен из-за непредсказуемых последствий, опасных для всей Земли. Эксперимент проводится, опасения подтверждаются, однако непоправимых последствий все-таки удается избежать.


Ушедший в отставку Дар Ветер сам ушел с высшего поста. Он впал в депрессию и ничто, даже творческий труд, не приносит ему радости. Дружба-любовь с прекрасной женщиной-археологом немного помогает этому замечательному человеку, но полной ясности нет: его любимая ждет возвращения из космоса капитана звездолета, застрявшего на Железной Звезде, чтобы объясниться с ним, а до тех пор с Ветром у нее отношения развиваться не могут.

Фильм кончается буквально на полуслове: на звездолете, захваченном притяжением Железной Звезды,  тоже бурно развиваются любовные отношения и прочие нравственные и технологические коллизии, и все они должны были разрешиться в следующей серии, а то и не в одной. Реально  первый, (так и оставшийся единственным),  фильм назывался "Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды".  Продолжение было задумано, но снимать его так и не стали – из-за смерти исполнителя главной роли   Сергея Столярова в 1969 г.

Существует мнение, что Джордж Лукас назвал Дарта Вейдера, одного из главных персонажей своей саги "Звёздные войны" (первый эпизод вышел в 1977 г.), в честь ефремовского Дар Ветра. Назвать самого главного злодея созвучно самому положительному, но из стана "иделогических врагов"  в ходе холодной войны было грамотным пиарским ходом (черным пиаром, разумеется). Роман Ефремова в США издавался несколько раз, и одно время входил в список бестселлеров, так что граждане США, кто умеет читать, это созвучие не заметить не могли, а если и не заметили, то подсознание на корочку записало то, что надо. Но это, так сказать, воздействие фильма во внешнем мире. А что же здесь?

Фильм  "Туманность Андромеды" снят в очень выразительной эстетике, очень яркой и запоминающейся, очень необычной и оригинальной, придуманной ради него одного.  (Можно найти влияние-воспоминание о марсианских сценах в "Аэлите" Протазанова, но влияние это эстетическое, а не стилистическое.  Люди тоже пытались создать другой мир, на этот раз – мир Будущего, эстетическими средствами – костюмы, прически, архитектура).

Однако, на мой взгляд, смотреть его сейчас невозможно. Визуальная выразительность живописного полотна, египетской фрески, этрусской вазы стала и достоинством, и недостатком картины: очень статуарны герои, очень напыщенны, неестественны и условны тексты, в сплаве архаике с футуризмом преобладает архаика, слишком мало футуристических примет – неожиданных и необычных – из далекого будущего.
Вот в "Аэлите" нет вопросов к режиссеру, что на Марсе нет никаких удивительных неземных механизмов и машин. Как-то в 24м году на повестке дня были социальные эксперименты и новации, а не научно-технические… Но в 67м!  Хотя ноут-бук на столе Столярова впечатляет, но этого мало.

Впрочем, Ефремов реально занимался именно этим: социальным, политическим, гуманитарным прогнозированием и футурологией, а не технологической. Поэтому фильм больше останавливается на разнообразных ритуалах-церемониях и подробностях организации, управленческого устройства мира будущего, чем на технологических принципах, позволяющих это высокоразвитое устройство реализовать и поддерживать.

Однако не будем исследовать то, чего в фильме нет – поговорим лучше о том, из чего он состоит. Выспренние фразы и напыщенные позы и голоса – лишают доверия не только актеров и героев, которых они изображают. Нет! Все гораздо хуже: эти слишком протокольные и неестественные сцены, (которыми грешат и другие наши космические фильмы), здесь не просто мешают смотреть: они разрушают содержание "Андромеды", ставят под сомнение правильность и ценность того прекрасного мира будущего, о котором идет речь в фильме – и книге Ефремова.  - А так ли нам нужен и так ли прекрасен этот вариант будущего?

На мой взгляд, это претензия не к идее – коммунистической, общественной, царства разума и творческого труда, креативной педагогики и ответственной науки, не к книге Ефремова, который упорядочил все соображения об устройстве этого мира и изложил по возможности стройно и внятно, а к создателям фильма, которые должны были в строгие построения Ефремова вдохнуть кинематографический дух жизни.
У Ефремова "Туманность Андромеды" - пусть и беллетризированный, но – философский трактат, наподобие "Государства" Платона. Делать фильм на его основе нужно было другой, настолько, насколько живое и развлекательное, увлекательное в своей сути искусство кино отличается от умозрительного и созерцательного искусства философии. А создатели фильма  были так подавлены мощью книги и авторитетом еще живого автора, что даже помыслить не могли об изменении и творческой переработке, хотя бы формы.
В результате коммунизм и мир будущего получился в "Андромеде" скучным, нежизнеспособным, косным и закрепощенным. Как пионерский лагерь, о котором теперь рассказывают всякое разное: в нем бывают пионерские линейки утром и вечером, подъем флага под барабанную дробь, отбой по сигналу горна, хождение строем. Как это скучно, уныло и заорганизованно, кошмар! 
Но вообще-то ехали люди туда не за этим. Это – необходимые технические приемы организации безопасного функционирования больших масс детей в одном месте. Строем – чтобы их было всех видно и можно пересчитать. По сигналу горна – чтобы все его слышали в любом конце лагеря. Утренняя и вечерняя линейка – чтобы в начале и в конце дня видеть, все ли на месте, со всеми ли все в порядке. Но вообще-то (пионер-)лагерная жизнь состоит из дружб и танцев, из любовей и песнопений, из походов в лес и встреч рассвета, из страшных историй, рассказанных на ночь.

Вот "Туманность Андромеды" получилась состоящей, как будто, из одних линеек и шеренг, и даже те сцены и речи, которые, вроде бы, не на линейке говорятся, произносятся все равно как бы в расчете на то, что все могут услышать – пусть это будет … величественно!

А получилось – пафосно и напыщенно. Что особенно обидно, учитывая, какие красивые актеры играют этих людей будущего! На мой взгляд, этот фильм продолжил неприятную традицию представлять космос (и будущее, им символизируемое), как что-то слишком заорганизованное и скучное, нежизнеспособное, умозрительное и выхолощенное. В каком-то смысле этот мощный и красивый фильм стал одним из "ножей в спину революции".

Посмотрите отрывки из фильма:


Туманность Андромеды: СССР - 1967
 

Еще из космической серии:
Аэлита, 1924
Космический рейс, 1936
Небо зовет, 1960 и Планета бурь, 1962
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments