desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Подарочек

Подарочек
Случился и на нашей, зрительской улице, праздник: долго ли, коротко ли, в прокат вышел мультфильм «Трио из Бельвилля».
Сразу же возникает некоторое терминологическое затруднение, ибо слово «мультфильм» влечет несерьезные ассоциации: детство золотое, а то и, не дай бог, пион[Э]рское, «Спокойной ночи, малыши», малыши, которые не хотят спать даже после Хрюши со Степашей, и прочие бытовые затруднения. Второй вариант - массовые компьютеризованные атаки, что не без успеха предпринимают на аудиторию голливудские киноконвейеры - какое-нибудь «В поисках Немо», «Подводная братва» и прочая дорогостоящая, но малосодержательная чушь. Плохо, конечно, доказывать состоятельность произведения искусства от противного, а что делать? Слишком много стереотипов, стандартов и предрассудков.
Одним словом, фильм Сильвэна Шоме ко всему вышеперечисленному ни малейшего отношения не имеет. Потому что:
лучше;
веселее;
остроумнее;
интеллектуальнее;
равно доступен и приемлем и для взрослых, и для детей, и для киноведов, и для массового зрителя.
Последнее - особо важно. Поскольку в мире анимации, как и в кинематографе вообще, есть разделение на «коммерческое» и «авторское» направления. Первое уже упомянуто выше, второе являет собой технически изощренные, зачастую переполненные насилием и ужасом, или беспросветностью, а то и патологией, фильмы, действительно интересные только ценителям. «Трио из Бельвилля» с искрящейся легкостью взлетает над оппозициями и противостояниями, мирит всех. Тут есть место карикатурному преувеличению. У каждого персонажа - свой изъян, характерная, смешная черточка, которая в любом другом фильме была бы для ее носителя тяжким пороком, а здесь - вносит необходимые краски в образ. Ведь Шомэ обходится без слов; диалогов в фильме просто нет. Нужное звуковое настроение создает музыка, ее много, самой разной, неизменно великолепной. Звуковую дорожку «Бельвилля» вообще можно было б издать отдельным диском. А все остальное «проговаривают» визуальные находки. Достаточно одной гримасы, двух-трех движений, чтобы стало ясно, что происходит. И все настолько ярко и выпукло, что запоминаешь даже эпизодических персонажей, не говоря уж про основных. Хромая, но волевая бабуся - мадам Суза. Усыновленный ею Чемпион - сначала живой круглолицый мальчуган, потом длинноносый флегматик-велосипедист. Пес Брюно - вообще чуть ли не главная прелесть картины - невероятно толстое, стойкое и трогательное существо, которое временами кажется смешнее и живее настоящих, уличных собак. Трио тощих лихих мюзик-холльных певиц, которым что музицировать, что гранаты кидать - один черт. Красноносый карлик-главарь французской мафии. Его шкафоподобные подчиненные. Дородная продавщица в фаст-фуде в бабочкой на носу. Скаут, похожий на пузырь. И еще, и еще, и еще. Мир «Трио из Бельвилля» - сплошной гротеск, иногда на грани абсурда. Собственно, уже пролог, развлекательное шоу, которое смотрят по телевизору бабушка и Чемпион, похож скорее на сюрреалистический гиньоль, где инструменты норовят заиграть самостоятельно, туфли съедают танцора, а потом сцену и вовсе громит какое-то чудовищное пляшущее тело. Вообще, анимация Шомэ - фейерверк преувеличений. Один только пес, который то служит покрышкой для грузовика, то переплывает штормящий океан в качестве приводной силы к бабушкиному плотику, чего стоит! И весь этот парад условностей принимаешь с восторгом, как правила самой любимой игры.
Но, кроме всего прочего, это еще и произведение настоящего интеллектуала, киномана. По всей картине рассыпаны разного рода цитаты и упоминания, что должно тешить взор других синефилов, меломанов и чудаков: то фрагмент из ленты знаменитого французского режиссера-эксцентрика Жака Тати, то плакат к анимации 1914 года американского классика Винзора МакКея, то вдруг проходит целая череда легендарных персон в карикатурных обличьях: джаз-гитарист Джанго Рейнхард, чернокожая танцовщица, секс-бомба 1920-х Дэжозефин Бейкер, великий виртуоз-пианист Гленн Гульд, что наигрывает Баха и в своей привычной манере мычит себе под нос... Некоторые детали и вовсе сражают своей странностью - к примеру, внизу экрана бабушкиного телевизора ненавязчиво вписана... одна из формул Эйнштейна. Но все эти изыски отнюдь не утомляют, поскольку, проходя таким себе смысловым орнаментом, не мешают развиваться истории о великом походе бабушки Сузы и Брюно в далекий Бельвилль (выглядит как весьма едкая пародия на Нью-Йорк), чтобы освободить плененного мафией Чемпиона. В том и мастерство - заставить зрителя безотрывно смотреть на экран, а потом, еще много дней спустя после просмотра, смаковать отдельные детали, фрагменты или ситуации.
Так что «Трио из Бельвилля» - настоящий подарок для всех возрастов, от впавших в детство до преждевременно повзрослевших. И добавить тут больше нечего, кроме тривиального - посмотрите, не пожалеете. Честное слово!
(с) Дмитрий ДЕСЯТЕРИК
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments