Мордыхай Квасцов (cinemafeel) wrote in kultovoe_kino,
Мордыхай Квасцов
cinemafeel
kultovoe_kino

SHINING /СИЯНИЕ. 1980

Стэнли Кубрик /Stanley Kubrick. Великобритания. 1980. Джек Николсон /Jack Nicholson/, Шелли Дювалль /Shelley Duvall

   В этой знаменитой картине, традиционный сюжет Стивена Кинга Кубрик исследует в контексте философского и психоаналитического переосмысления паранормальных явлений, которые не поддаются разумению в обычном, житейском ракурсе. Благодаря незаурядному мастерству и таланту создателей ленты, восприимчивый зритель погружается в метафизическое измерение, которое является проекцией шизофренического сознания героя Джека Николсона. Кубрик, по-видимому, не слишком вдохновился типичным мотивом Кинга о ребенке, который обладает даром предвидения и в силу этой способности, может предотвратить несчастье. Его больше интересует другое – природа и причины возникновения того деструктивного психического состояния, в котором человек оказывается вопреки своей воле, подобно марионетке в руках неназванной и зловещей силы… 


  Огромный отель в альпийских горах, на многие километры удаленный от цивилизации, с лабиринтом бесчисленных комнат и коридоров, залитых ярким светом, и натуральный лабиринт, созданный из высоких растений, покрытый ослепительным, идеально ровным снежным покровом, таинственный, холодный и хмурый – символично тождественны неизведанным лабиринтам сумрачного подсознания человека, блуждая в которых, слабый луч разума неизбежно теряет надежду найти выход, и угасает окончательно, поглощенный неуправляемой темной стихией. 

  В размеренных затяжных планах, нагнетающих тревожное ожидание, в мимолетных, но выразительных акцентах на фрагментах интерьера, в пугающих, резких, как выстрелы в тишине, флэшбэках, «рассекающих» плавность кадра, раскалывающих его временнОе измерение, в тщательно подобранных и выверенных по визуальному ряду и времени звучания классических музыкальных композициях – во всех компонентах, составляющих картину, аккумулирована атмосфера навязчивого, удушливого кошмара. Сгущаясь по мере развития событий, она парализует психику персонажей и, преодолевая границы экранной реальности, «затягивает» в себя и наблюдателя. 

  Как мне видится, фильм совершенно необязательно, более того, ошибочно воспринимать в непосредственной связи с романом Кинга. Лучше смотреть его как самостоятельное творение, чтобы иметь возможность оценить его по достоинству. Говорят, писатель остался недоволен постановкой, что неудивительно, ведь от мистической стороны его романа в фильме осталось не так уж много. Однако, несмотря на это (а скорее именно благодаря этому) у Кубрика получилась мощная по воздействию, гипнотическая картина, которую можно считать эталоном так называемого «атмосферного хоррора» в западной традиции жанра.

Прикол: как заметила одна моя знакомая, не вполне понятно, из каких таинственных соображений, Кубрик решил превратить милую кошечку Венди, типажа «бывшая девушка из группы поддержки футбольной команды», в эдакое перепуганное чучело в мешковатом халате и каких-то вечных чунях. Могу предположить, что это было сделано, чтобы устранить сексуальную подоплеку женской роли, спародировав голливудский стереотип сексапильно пугающейся красотки.

Еще прикол: эпизод, где мальчик ходит по комнате и в трансе повторяет слово “murder” (убийство) задом наперед, т.е.: “redrum”. Таким же манером произнесите слово „убийство” и послушайте что получилось))) Переводчик же (надо полагать, чтобы не отвлекать зрителя на неуместные ассоциации) бессовестно переврал неблагозвучное слово, подменив звук «йи» на «э».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments