Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kultovoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
kultovoe_kino

ЧП – Чрезвычайное происшествие

ЧП – Чрезвычайное происшествиеВ эти печальные дни Вячеслав Тихонов – в записях телевизионных интервью, в показах старых кинолент – не сходит с экрана. Всплывают старые забытые фильмы, интересные уже одним тем, что он там играл. Так вот, "ЧП" так нигде ни разу не показали.
А я помню по маминым рассказам – это был первый фильм, в котором Вячеслав Тихонов показался во всей красе, и произвел он – и актер, и фильм – на то поколение впечатление огромной силы. Мама говорит, именно – реальной остросюжетностью и, в то же время, бытовой органичностью.  Теперь, кстати, понимаю, что суперхит начала 80-х с молодым красавцем Николаем Еременко – "Пираты ХХ века"  - был сделан под впечатлением от этого фильма, хотя и с привлечением новых модных на тот момент фишек типа карате.

А вот "ЧП" - 58-го года - снят как бы вообще без фишек. Если не считать таковой козырную роль Вячеслава Тихонова – он играет искрометного одессита, который и шутками-прибаутками сыпет весь фильм, и чудеса практической сметки проявляет, и героические нестандартные ходы на пути к спасению – тоже на его счету.

И все-таки, в отличие от последующих "Пиратов", не говоря уж о более приближенных к нам по времени всевозможных наших и зарубежных боевиках о пленении, заложниках и освобождении – история 58-го года – не развлекательное шоу, не энтертеймент. Это драма, то есть психологические испытания и становления характеров, а не привычная современному зрителю картина "в кустах стоял рояль", когда в компании захваченных заложников вдруг оказывается повар, по совместительству бывший суперагент Стивен Сигал, и исход событий предрешен.


"ЧП" основан на реальных событиях, причем – по горячим следам: все события, описанные в фильме, произошли в 54-56 годах, то есть буквально пыль еще не успела осесть от этих шагов истории, а "ЧП" уже вышел в прокат.
Вот эта реальность происходящего очень хорошо считывается – в очень простецких лицах команды танкера "Полтава", захваченного в плен у берегов Тайваня военными Чан-Кайши. Можно называть фильм "агиткой" – он и не скрывает своей пропагандистской направленности.
Фильм "ЧП" - мощный советский информационный залп в одном из сражений  холодной войны. (Надо сказать, залп ответный –  на этот конкретный захват.) И залп очень убедительный.
Потому что очень наглядно и точно раскрывает методы воздействий, которые может использовать противник, помимо физического пленения. Команду захваченного советского корабля пытаются склонить к тому, чтобы она попросила политического убежища.

А перед этим – небольшая по времени, но довольно показательная картина мирной жизни на судне – сиречь, мирной, обыденной советской жизни. На нее тоже не вредно поглядеть свежим взглядом. Конечно, это такой взрослый детский сад: ябеды, вредины и мудрые воспитатели чуть ли не каждый шаг великовозрастных питомцев  готовы рассматривать под лупой товарищеского суда. –  "По коммунистически поступил этот гад, который бросил обезьянку за борт или нет? А тот, другой, который этому гаду хотел в лоб засветить, да товарищи не пустили, он – по коммунистически, что ли, себя повел?"  Взрослые дядьки там судят-рядят, чудно, честное слово!
Но потом в экстремальной ситуации эта их коммунальность, суть – общинность, когда в коллективе все друг друга знают почти как себя – становится их силой.

Можно идти дальше и спрашивать себя: а для чего такое геройство несусветное проявлять, если вам предлагают то, ради чего другие, лет 15-20 спустя, будут, наоборот, идти на такой же риск. Эти проходят через адовы муки, чтобы вернуться на родину. Их недальние потомки и современники будут с таким же героизмом стремиться покинуть страну. Ради чего этот героизм? Ради того, чтобы вернуться к детям и семьям? Ну, наверное.

Но – не только. Типа, эта их коллективная сущность, командная душа, является для них сама по себе сверхценностью. С точки зрения господствующей сегодня парадигмы – практически индивидуальная неполноценность.

Самый неординарный, яркий, красивый, не стандартно мыслящий из них – моторист Виктор Райский, его и играет Вячеслав Тихонов – ясно выразит, при чем – неоднократно повторит и подчеркнет: "Я – как все. Мне никаких особых условий не надо. Я не хочу отличаться от всех"
Хотя он реально сильно отличается, такой яркий первый парень на деревне. Но чувствует-таки свою силу не в индивидуальном превосходстве, а в коллективном единении. "Эффект группы"  - так  это называется у психоаналитиков, когда они проводят групповые тренинги.

Кстати говоря, происходящее с героями "ЧП", если отвлечься от реального трагизма, действительно очень похоже на групповой тренинг. Во всяком случае, реальные современные тренинги частенько именно по такому сценарию проходят: когда Мастера Игры, Ведущие чередуют этапы групповые и индивидуальные, разделяя игроков и требуя от них принять решение такое же, как и вся остальная команда.
Когда вбрасывают различные вводные, предлагая отличить правду от лжи и на основании этого различия сделать следующий стратегический ход.
Когда пряник ободрения и соблазна чередуют с кнутом угроз и обвальной критики. Этот жесткий конвейер в игровой форме теперь стал чуть ли не общим местом на тренингах личностного роста.

Герои фильма "ЧП" прошли такой тренинг в реальной жизни, и создателям фильма удалось без нарочитой шаржированности показать, как это трудно. А зритель, вынужденный то и дело ставить себя на место испытуемых, теряется и смущается, отвечая самому себе на вопрос: а как бы ты себя повел? Кажется, не осталось ценностей в жизни современного человека, за которые он стал бы терпеть такие испытания и унижения. Он бы скрестил пальцы, как Виктор, переехал жить в Америку и говорил бы себе: -  "Это я не всерьез, а понарошку, я так прикалываюсь, видите, я и пальцы крестом держу!" - а сам – нырь в бассейн неправильной формы и сидит там тихо.  

Этот черно-белый фильм выглядит практически образцово для своей черно-белой эстетики. Да еще и диалоги вполне современным языком изложены, особенно, когда в них включается Виктор – Тихонов. Девушка, единственная женщина на корабле, возлюбленная Виктора, разумеется – тоже очень хороша, тоже выглядит лет на 30  моложе своих современниц – взгляд, силуэт, сам тип внешности для 50-х годов совсем  нетипичный.

Наверное, можно сказать об этом фильме и совсем другое. Ну, например, "ходульный и протокольный", "банальная агитка".
Но я искала в нем нового (для себя) Вячеслава Тихонова и следы тех сильных эмоций, которые когда-то так потрясли мою маму и ее сверстников, мальчишек и девчонок  конца 50-х. И нашла.

ЧП – Чрезвычайное происшествие: СССР - 1958

Вместе с этим смотреть: Белое солнце пустыни
Вместо этого смотреть: Змеиный полет | Snakes on a Plane; Опасные пассажиры поезда 123 | The Taking of Pelham 1 2 3

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment