По словам организаторов ретроспективы его фильмов на XXVII ММКФ, "фигура символическая не только для французского, но и для всего мирового кинематографа. Армянин по происхождению он родился на юге Франции и для французов воплощает культуру средиземноморского побережья. Марсельский говор, быт и нравы этой специфической части французской провинции составляли материал и источник вдохновения его первых фильмов. Именно от марсельской линии идет социально-политическая тенденция в его творчестве, которая как у многих французских интеллигентов начиналась с принадлежности к французской компартии, верность идеалам которой он сохраняет по сей день..."
Избранная (организаторами ретроспективы) фильмография: Последнее лето (1980), Господь извергает теплых (1989г.), В деньгах счастье (1993г.), За жизнь! За смерть! (1995г.), Мариус и Жанетт (1997г.), В бой! (2000г.), В городе все спокойно (2000г.), Мари-Жо и 2 ее любовника (2002г.), Мой папа - инженер (2004), Прохожий с марсова поля (2004г.).
Жемчужина средиземного моря.
Любой кинофестиваль делают, безусловно, не только (а очень часто - и не столько) фильмы конкурсного показа, а то, чем окружены основные киноленты: многочисленные тематические программы, дополнительные конкурсы и ретроспективы ненавязчиво, штрихами дорисовывают портрет этого кинопраздника. И ретроспективу фильмов Робера Гедигяна иначе как жемчужиной XXVII Московского Кинофестиваля я назвать не могу.
Да, пожалуй, это самое точное определение: сколько пустых раковин нужно открыть, прежде чем увидишь наконец долгожданное сияние - ну а нам эту жемчужину организаторы Фестиваля подали уже на бархатной подушечке.
Я долго пыталась решить, стыдно ли признать, что до Фестиваля этого имени - Робера Гедигяна - мне слышать не приходилось. Теперь с уверенностью последней двоечницы говорю: стыдно. Говорю только потому, что уже исправилась, и спасибо тем, кто догадался это сокровище к нам привезти!
Фильмы Робера Гедигяна - тот редкий случай, когда совершенно неважно, что подчас в его фильмах играют одни и те же актеры в практически не меняющихся амплуа - все вместе составляет одну, цельную, тонкую и неповторимую картинку южной Франции, с ее скромными улыбками, открытой и нежной любовью и бесстыдно обнаженной искренностью. Одни режиссеры показывают в первую очередь себя, другие - своих актеров, третьи - бюджеты своих фильмов. Робер Гедигян, кажется, ничего не показывает нарочно: он лишь делится неуловимым - атмосферой любимого города и теплом любимых персонажей.
А за этим внешне схожим обрамлением кроется совершенно разнообразное наполнение. И хоть на конференциях чаще всего слышались названия "Прохожий с Марсова поля" и "Мариус и Жанетт", меня больше всего тронул неожиданный печальный финал "Мари-Жо и 2 ее любовника", а кто-то еще скажет, что ему ближе сатирическая самоирония уморительного "В бой!". Вот и еще одно доказательство того, что фильмы Робера Гедигняна, попадая к нам в душу, начинают жить у каждого зрителя своей непредсказуемой жизнью - а как же может быть иначе с фильмами, предназначенными для того, чтобы в них влюблялись - нежно и крепко...
Кстати, о "нежно и крепко". Еще ни у одного мастера мирового кинематографа не встречалось мне столь скромного и в то же время откровенного, бережного и страстного изображения интимных сцен, которые, в свете нашей привычки к элементам более или менее приоткрытой порнографии, смотрятся почти экзотикой. Робер Гедигян так сказал об этом своем подходе: "Я считаю, что в любви прежде всего должно быть УВАЖЕНИЕ друг к другу…" Теперь ясно, почему секс в его фильмах выглядит для нас такой почти фантастической диковинкой. К сожалению…
Что ж, как показывает нам каждый год ММКФ (как, впрочем, и любой уважающий себя фестиваль), учиться и узнавать новое никогда не поздно! А глубины кинематографа таят в себе несметное количество богатств, как в прошлом, так и, уверена, - в будущем. Главное - чтобы не было недостатка в отважных ныряльщиках!..