Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kultovoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
kultovoe_kino

Category:

Надежда Кошеверова

Надежда КошевероваСегодня – День Рождения главной сказочницы нашего кино - режиссера Надежды Кошеверовой когда-то сняла для нас фильм "Золушка". И не только!
Сказка – явление чудесное, волшебное, возникшее как бы из ниоткуда, само по себе, да и смотреть их мы начинаем детьми, когда вообще не задумываешься, что за всем этим волшебством на экране стоят вполне реальные, но тоже, конечно, совершенно необыкновенные люди. Вот и Надежда Кошеверова – легендарный режиссер Ленфильма, но легенды эти – скорее узкопрофессиональные. Это коллеги по цеху знают и чтут ее и ее выдающийся профессионализм. А мы – мы просто смотрим до сих пор, полвека спустя, а то и больше, ее фильмы – "Золушка", "Старая, старая сказка", "Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил", "Царевич Проша". Ведь смотрим, правда?
В детстве, конечно, не замечаем – и не до того, и внимания не хватает, чтобы следить за режиссерским почерком, за сходством этих любимых фильмов, за отличиями их от других любимых фильмов –  от сказок Александра Роу, например.  "Морозко", "Варвара-Краса, длинная коса" - там русская сказка, избушки-терема, цари да купцы, да красны девицы. А у Кошеверовой – фильм-театр, с общеевропейским  сюжетом, с принцессами и королями, с яркими костюмами, вставными номерами-аттракционами  – танцами-песнями, с намеренно условными декорациями…



Надежда Кошеверова стала кинематографистом по остаточному принципу – потому, что у нее не сложилась любовь с театром. Другую работу она нашла и преуспела, но любовь к сцене, к театральным приемам – осталась навсегда. И, став режиссером, принимающим решения, она сумела создать новый кинематографический стиль. Сказочный и прекрасный. Соединение театра и кино, а кое-где еще и того больше – кукольного театра.
Началом стала – и так и осталась недосягаемой вершиной – конечно, "Золушка". Это был режиссерский дебют Надежды Николаевны, работала она не одна, а с сорежиссером Михаилом Шапиро, и не меньшая заслуга в успехе фильма принадлежит  художнику Николаю Акимову. Великий ленинградский художник и театральный  режиссер, сейчас его имя носит Театр Комедии – а тогда, в 47м году, по его эскизам были сделаны все костюмы и декорации "Золушки".
Но главный успех фильма – конечно же, в выборе героини! А это – целиком заслуга Надежды Кошеверовой. В 44м году, еще шла война, Ленфильм вернулся из эвакуации. В холодном нетопленом  коридоре Надежда Николаевна встретила приятельницу, хорошую довоенную знакомую – Янину Жеймо. Грустную, печальную, подавленную, чуть ли не сломленную женщину – ей было 36, и ее бросил муж. И этой не юной и не прекрасной в тот момент практически неудачнице великий режиссер предложил… то есть – подруга, Надежда Кошеверова сказала: "Мы должны снять с тобой Золушку!"– и пусть замолкнут те, кто не верит в женскую дружбу и в женскую солидарность. 

Янина Жеймо в роли ЗолушкиДраматический вариант "Золушки", написанный великим нашим сказочником Евгением Шварцем, появится позже, опять же, по просьбе и под нажимом Кошеверовой! Но главный нажим пришлось приложить к ленфильмовскому начальству – оно ни в какую не соглашалось отдавать роль девочки такой возрастной артистке, да еще крошечного роста. Злые языки обзывали Жеймо карлицей. И ей играть будущую принцессу! На Ленфильм толпами свозили юных цветущих балеринок – пусть съемочная группа одумается и выберет одну из них! Нет! Кошеверова вообще была женщина строгая, даже суровая, даже – как это часто бывает с комедиографами – без улыбки и почти без чувства юмора – в быту. И в случае с выбором актрисы на главную роль никаким уговорам не поддавалась. "Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха,  а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше, чем Янина Жеймо. Даже в 37 лет." Так и случилось.
В фильме собрался звездный состав – Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Фаина Раневская. Принц, Алексей Консовский, тоже был известным актером. На съемочной площадке, по свидетельствам очевидцев, творилось настоящее чудо:  настолько все были увлечены,  настолько  погружены в волшебную атмосферу фильма, создаваемую буквально из ничего: денег не было, костюмы и декорации шили и строили из подручных материалов. И построили! Успех был оглушительным, песню про доброго жука запела вся страна,  а фильм на долгие годы стал любимым у советских детей.

Потом Надежда Николаевна ненадолго отвлеклась от сказочной стези, чтобы подарить нам еще одну незабываемую актрису – Людмилу Касаткину: Кошеверова сняла ее в дебютном фильме "Укротительница тигров" и закрепила успех в более скромной, но тоже милой комедии с тем же дуэтом Касаткина-Кадочников: "Медовый месяц".

Олег Даль и Марина Неелова. "Старая, старая сказка"А потом – снова сказки. И снова – любимая многими до сих пор – "Старая, старая сказка" - андерсеновское "Огниво". И снова режиссер Надежда Кошеверова находит новых актеров, будущих звезд – выводит на сцену дуэт Неелова-Даль. В судьбе Олега Даля Надежда Кошеверова выступает, как добрый гений: она привела его в "Гамлет" "Король Лир" Козинцева, (Козинцев – один из учителей и кино-наставников Кошеверовой, она работала ассистенткой на знаменитой трилогии режиссера про Максима). И вот на "Гамлете" там Олег Даль мало того, что вошел в обойму лучших и величайших актеров эпохи, так еще и встретил будущую жену! Потом  пара – Неелова-Даль – сыграет снова в еще одной кошеверовской сказке, "Тень". Она получилась грустной и взрослой, но тоже – очень интересной и необычной. Ну, и конечно – "Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил", где уже появился Михаил Боярский, прикидывающийся конем.

Загадочные и волшебные, эти фильмы нашего детства сделали нас такими, какие мы есть. Или даже не так: им мы обязаны лучшему, что в нас есть. Так что тетя Надя Кошеверова, хоть мы и не знали об этом, заочная наша всеобщая тетя.

 

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…