Light Messiah (ex_light_me) wrote in kultovoe_kino,
Light Messiah
ex_light_me
kultovoe_kino

Category:

"Впусти меня" ("Låt den rätte komma in"; реж. Томас Альфредсон, 2008 г.)

Писать субъективные заметки пытаясь передать в словесной форме собственное впечатление от просмотра кинокартин подобных «Впусти меня» занятие фантастически неблагодарное. Потому как невозможно описать словами полное отсутствие эмоций и чувств, которые мог бы вызвать фильм. Если кино не нравится об этом можно сказать прямо, а также попытаться подробно расписать почему. Пусть кто-то и считает, что это лишняя трата времени. Если нравится – также сказать прямо и также расписать почему. Хотя порой объяснить, почему фильм нравится бывает куда сложнее, чем почему НЕ нравится.

Но к кинополотну шведского режиссёра Томаса Альфредсона это не относится ни к коей мере. Потому что кино не вызывало во мне практических никаких чувств. Потому что было скучным и унылым. Потому что время потраченное на его просмотр как будто бы выпало из жизни. Точнее выпало бы, если бы не парочка по-настоящему впечатляющих сцен, никоим образом, не изменяющих общее впечатление от картины. Которое, как я уже сказал, нулевое. Абсолютно.

Пойдём по порядку. Что есть этот фильм? Это иллюстрация самых обыкновенных бытовых будней отдельных людей, столкнувшихся с чем-то непознанным и ранее не виданным. Да, с вампиризмом. И пожинающим плоды от этих встреч. Но фильм в действительности вовсе не о вампирах. Вампиры там лишь средство, но никак не основной объект отображения. Основным же объектом служат взаимоотношения. Взаимоотношения между «забитым» и «загнанным в угол» одноклассниками маленьким мальчиком, почти что изгоем, Оскаром и… одной маленькой девочкой, которой «вот уже очень давно 12», и которая, кажется, впервые сталкивается с настоящей дружбой. А может, и не впервые. Нам не раскрывается в полной мере, кто она такая, откуда взялась, и кто таков её спутник. В данном случае это и неважно.

Важно другое. То, как через встречи, разговоры, общение в целом между этими людьми (будем всё-таки их обоих для простоты называть именно так ) формируется какая-то привязанность, большая, чем просто дружба. Как маленький мальчик познаёт, что такое настоящая дружба и привязанность, а маленькая девочка, неизвестно сколько уже живущая на этой земле, словно вновь открывает для себя это чувство.

И Оскар, прекрасно понимающий, кем является его новая подруга, и, возможно, догадывающийся на какие шаги ей приходится идти для «пропитания» (хотя я сильно сомневаюсь, что он о таком сам задумывался), остаётся с ней до конца. Слушает её. Общается с ней. И пытается благодаря её советам, довольно жестоким, пройти через преградившие ему путь трудности.

Так что во всём этом плохого? История искренней дружбы, местами жестокая, но искренняя. Что в этом может не угодить? А то, что это лишь идея. А вот реализация её оставляет желать лучшего. Фильм снят таким образом, что он крайне неспешно пережёвывает банальные в большинстве своём события, кадр за кадром погружая зрителя в сон. Взять пульт в руки и перемотать фильм дальше начинает хотеться уже на 5-й минуте.

С таким неспешным, неторопливым и, будем честны, тормознутым подходом, удивляет, что лента зацепила многих зрителей, признавших за ней статус одного из главных кинособытий последних лет. Видать, и вправду зацепил многих шведский бытовой вампиризм, раз ленте поют дифирамбы на каждом углу.

Я же смотрел эту картину, забыв абсолютно всё, что я о ней слышал и знал. Так, как будто я вижу её впервые. И именно такой подход к просмотру картин я всегда проповедую и буду делать это и впредь.

Банально, скучно, затянуто, уныло. Лучшие эпитеты для описания этой работы. Но вместе с тем порой, крайне редко, но всё же впечатляюще (я говорю об одной из сцен в госпитале и о сцене в бассейне под самый конец) и… красиво. По-настоящему красиво. Оператору и художнику-постановщику твёрдая пятёрка. Работу по грамотному и красиво построению построению каждого кадра они выполнили на отлично.

Но поводу ли это смотреть фильм? Я для себя решил, что нет, не повод. Красота картинки не играет первостатейную роль, если перед нами драма, а не экшн или приключенческий фильм. А наглядное отображение нарастающих отношений можно было сделать и менее заунывным, добавив хоть каплю динамики.

P.S. Небольшой спойлер:

И ведь мальчик, похоже, стал сменщиком бывшему компаньону маленькой Эли и пройдёт точно такой же путь, как до него прошёл его предшественник. Не слишком ли большая жертва чему-то, что чуть больше, чем дружба?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments