ksekanto (ksekanto) wrote in kultovoe_kino,
ksekanto
ksekanto
kultovoe_kino

  • Mood:
  • Music:

Рубрика: "Фестивали". Космос как предчувствие

Космос как предчувствие Dreaming of Space (Россия, 2005, 90 мин.)
режиссер: Алексей Учитель
сценарий: Александр Миндадзе
в гл. ролях: Евгений Миронов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов

1957 год. Время надежд и искренней веры в то, что светлое будущее непременно наступит. Советский спутник посылает звонкие сигналы, говоря миру – мы здесь, мы шагнем еще дальше и выше. На земле, в маленьком портовом городе, за движением спутника восхищенно следят сияющие глаза Конька и Лары - простодушного ресторанного повара и его подружки-официантки. Течение их нехитрого романа нарушает появление таинственного незнакомца, который точно знает – из этой страны нельзя убежать, из нее можно только улететь. Или уплыть.


НА ВЫСОТЕ.

Не могу не вспомнить слов Томаса Винтерберга о том, сколько романтических историй знал он с детства о нашей стране и ее социалистическом укладе, и сожалений, что к его приезду ничего этого в Москве почти не осталось. А потом он вдруг на полном серьезе извинился за свои слова – «Потому что, - сказал он, - многие стороны тоталитарного строя, при котором жили тогда люди, конечно, очень далеки от наших идеалистических представлений о том времени. Простите меня, пожалуйста – мои слова могли вас обидеть»

Трудно сказать, к сожалению или к счастью, но я не жила в пятидесятые, на фоне которых разворачивается действие нового фильма Алексея Учителя, и мне нелегко судить об исторической точности увиденного. Однако для меня главный критерий оценки – вовсе не правдоподобность (подобие правды, и порой, кстати, подобие жалкое), а – достоверность – то есть достойное веры, доверия. И «Космос как предчувствие» вызовет горько-сладкую ностальгию даже у тех, кого в те времена, о которых он повествует, не было и в проекте. И, действительно, трудный вопрос: как показывать прошлое – разоблачать ли политические тайны или же рисовать радужную, чуть не лубочную картинку? Конечно, и тот, и другой подход имеют право на существование. Единственное, хорошо бы помнить, что идеализировать прошлое порой даже необходимо, но главное – не делать этого с настоящим.

Как и в знаменитой «Прогулке», в этом фильме все герои светятся жизнью. С экрана льется веселье, доброта и радость ожидания какого-то неведомого чуда: детские, искренние, радужные мечты – как нам сейчас вас не хватает! Как трудно случайно рассмеяться или вдруг стремглав помчаться по парку – просто так, от хорошего настроения, а не потому что опять куда-то опаздываем.

И думается мне, что причиной такому моему восторженному приему, казалось бы, несложной картины – отношение к ней самого Автора. Для сравнения, создатели нашего картины «Пыль», также представленного на XXVII ММКФ, заявили, что их вообще не интересует дальнейшее продвижение фильма, и вообще – бизнес и Кинематограф – вещи несовместные, а кино тем достойнее, чем меньше денег на него дали [конец вольной цитаты]. И вот, бессовестный бизнесмен и, без сомнения, скрытый олигарх Алексей Учитель имеет наглость сделать к своему фильму отпечатанный на качественной бумаге, цветной, стильный пресс-релиз, который приятно держать в руках, приложить к нему диск с трейлером и саундтреком, а потом нагло (и, конечно, самодовольно) улыбаться в мерцающие фотокамеры и сбиваться со счета взятых у него интервью. Но ведь фильмы – как люди: как и у нас, их самооценка напрямую влияет на оценку их окружающими. И то, как представляет свои работы Алексей Учитель, вселяет в меня такое же, как у его героев, радостное предчувствие космоса, взлета наконец нашего современного, пока еще (в целом) несчастного кинематографа в невесомость и неизведанность давно уже (между прочим) изменившегося мира.


Единственный показ в рамках ММКФ прошел сегодня.
Ждем широкого проката...;)
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments