desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Categories:

Рецензия на книгу Зары Абдуллаевой «Кира Муратова: искусство кино»

МУРАТОВА: КАМЕРА — МОТОР — КНИГА

19.02 КБ

В авторитетнейшем издательстве «Новое литературное обозрение», в серии «Кинотексты» вышла книга Зары Абдуллаевой «Кира Муратова: искусство кино».
Абдуллаева — ведущий российский кинокритик. Ее стиль определяют глубина и проницательность анализа и в то же время изысканность письма; подчеркнуто литературный язык ее текстов — это отдельное удовольствие для любого внимательного читателя. Все это есть в новой книге.
В целом Абдуллаева исследует творчество Муратовой внимательно и всесторонне. Раздел «Лейтмотивы» включает в себя такие темы, как «Люди и положения», «Любовь», «Смерть», «Дети», «Животные». В разделе «Расчет и свобода» — главы «Люди и актеры», «Монолог», «Среда», «Рефрены», «Композиции». Разделы «Мистерия-буфф», «Общество зрелищ» и «№18» посвящены отдельным фильмам, соответственно — «Астеническому синдрому», «Чеховским мотивам» и «Двум в одном». Подробно проанализированы все работы Муратовой, в том числе малоизвестные: еще советского периода «Наш честный хлеб», «У крутого яра», «Познавая белый свет» и короткометражки «Справка», «Кукла», «Письмо в Америку». Главы чередуются с чрезвычайно интересными комментариями третьих лиц — среди них люди, в разные годы сотрудничавшие с Кирой Георгиевной, а также великий театральный режиссер Анатолий Васильев: очень часто это весьма неожиданный, парадоксальный взгляд или неизвестные ранее моменты создания того или иного фильма. Опубликованы также раритетные тексты самой Муратовой: рассказ «И птичку жалко, и кошку жалко», сценарии «Княжна Мэри» (по произведению Михаила Лермонтова) и «Чувствительный милиционер».
«...так случилось, что кинорежиссер Муратова работает в пространстве современного искусства, что, конечно, затрудняет контакт со зрителями, навсегда полюбившими ее ранние картины. Она не снимает (впрочем, никогда не снимала) так, как «принято снимать хорошее кино» или даже «плохое», а играет на другом поле и по другим правилам».
Эти слова в главе «Общество зрелищ» кажутся ключевыми для понимания концепции автора книги. Абдуллаева рассматривает кинематограф Муратовой именно в его связи с более широким спектром визуального искусства, где привычные традиции восприятия уже не действуют. Театр и изобразительное искусство (Абдуллаева аргументировано доказывает родство муратовской поэтики с образностью художников-авангардистов ХХ века, в частности, кубистов) имеют здесь не меньшие права, нежели кино как своего рода стереотипное «зеркало жизни». Иначе говоря, «предметом ее (Муратовой. — ДД) изображения становится реальность не только эмпирическая, но и театральная, кинематографическая, живописная».
Как бы банально это ни звучало, книгу читать сложно и легко одновременно: ажурная, «филологическая» манера письма сочетается с четкостью и прозрачностью анализа и выводов. «...Искусство кино» можно рекомендовать не только поколонникам но и тем, кто еще не определился со своим отношением к творчеству режиссера: после такого проницательного анализа неясных мест в ее фильмах не остается — а интерес к ним, как ни парадоксально, возрастет.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment