desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Categories:

Пророк / Un prophète (реж. Жак Одиар, 2009)

ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ «ПРОРОК»
(надеюсь, подойдет))
27.65 КБ

Важно подчеркнуть, что «Пророк» Жака Одиара стал обладателем Гран-при последнего Каннского фестиваля, в этом году исключительно богатого сенсациями и громкими именами. Впрочем, во французском кино Одиар представляет собой скорее удачливого середняка: он делал качественные фильмы, собирал за них призы (до нынешних Каннов это два «Сезара» и британская «БАФТА»), но никогда по-настоящему не влиял на развитие киношколы как таковой. Иначе говоря, он не создавал правила, а только прилежно придерживался уже существующих. Наследование — важное понятие в данном случае. Одиар пользуется стилистикой авторского, рефлексивного кино, но берет при этом абсолютно коммерческие, легко считываемые криминальные сюжеты, построенные по всем законам детективного жанра. Иногда сюжет заимствуется напрямую: так было с драмой «Мое сердце биться перестало» (2005), которая на самом деле является не слишком убедительным римейком американских «Пальчиков» (1978, с великолепным Харви Кейтелем в главной роли).
В «Пророке» Одиар заглядывает в самую сердцевину криминалитета, описывая будни французской тюрьмы, куда попадает главный герой, 19-летний арабофранцуз Малик Эль Джебен (Тахар Рахим). Опять-таки, по фабуле это типичная тюремная сага, роман воспитания наизнанку о постепенном превращении юной «шестерки» в матерого «авторитета». Свое возмужание Малик должен начать с убийства, и потом жертва преследует его уже в виде призрака. Из-за этих инфернальных приключений герой Рахима обретает в конце концов что-то наподобие пророческой интуиции, но это лишь допущение. Ведь ни один из заявленных мотивов не доведен до конца. Та же линия с призраком заканчивается ничем — он не является ни голосом совести для Малика, ни его потусторонним помощником, ни его ужасом — то есть от отсутствия этого причудливого персонажа ничего не изменилось бы. Так же точно роль абсолютно излишних виньеток выполняют разного рода титры, затемнения, отдельные изображения определенных предметов — видимо, они должны создавать дополнительные смыслы в пространстве фильма, добавлять особое «пророческое» измерение. Но ничего такого не происходит, все подобные дополнения выглядят лишь как формальные упражнения режиссера, своего рода необязательные узоры.
В конечном счете, почему картина называется именно так — тоже остается загадкой. Пророк — понятие либо метафизическое, то есть философское, либо экзистенциальное, связанное с трагическим выбором героя. Ни метафизики, ни особых мук выбора здесь не видно и близко. Остается лишь традиционный сюжетный прием с предусмотрительным героем, который благодаря своему чутью руководит событиями — но даже такая простая линия как следует не проработана.
Что, собственно, остается? Не так мало: явно затянутая, однако крепко сколоченная криминальная драма. Сочувствие герою, который из заложника обстоятельств становится хозяином положения. Не слишком хорошее, не слишком плохое кино на один вечер.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment