“Игрок” | “The Hustler” (США, 1961)
Режиссёр: Роберт Россен
Авторы сценария: Сидни Кэрролл, Роберт Россен
В ролях: Пол Ньюман, Пайпер Лори, Джордж С. Скотт, Джеки Глисон, Майрон МакКормик
Композитор: Кеньон Хопкинс
Top 250 IMDb: #181
Эдди Фелсон (Пол Ньюман) по прозвищу «Быстрый Эдди» – один из самых искусных бильярдистов, способный, кажется, загонять шар в лузу даже с закрытыми глазами и увлекающийся настолько, что готов биться за столом 25 часов кряду. Однако для того, чтобы стать настоящим победителем, у Эдди не достаёт характера и силы воли. Посему он довольствуется заработком от афер, проворачиваемых на пару с его другом Чарли (Майрон МакКормик), но однажды сама судьба бросает вызов гордости Фелсона.
“Игрок”, первый роман Тэвиса, не единожды вызывал интерес в качестве объекта для постановки (в том числе и со стороны Фрэнка Синатры), но дело каждый раз заканчивалось неудачей. В итоге за экранизацию взялся двукратный “оскаровский” номинант Роберт Россен, сам любитель бильярда, который в соавторстве с Сиднеем Кэрроллом написал сценарий и взял на себя режиссёрские функции. Россен изначально видел в роли Эдди Пола Ньюмана, однако тот не мог принять предложение, поскольку уже был связан обязательством сниматься в романтической драме “Двое на качелях” (“Two for the Seesaw”), на пару с Элизабет Тейлор. На роль рассматривались кандидатуры Клиффа Робертсона и Джека Леммона, однако когда Тейлор предпочла участие в “Клеопатре”, съёмки “Two for the Seesaw” были отложены, и Ньюман дал согласие Россену.

Следует заметить, режиссёр определённо знал, чего хотел. Пол Ньюман просто прекрасен в этой роли: его Эдди обаятелен, напорист, азартен – и в то же время оказывается неспособен “держать удар”, когда приходится трудно (усилия актёра были вознаграждены британской премией «BAFTA» и номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус»). Фильм был восторженно встречен, как критиками, так и зрителями, и их высокие оценки – лента и сейчас входит в 250 лучших сайта IMDb – вполне заслужены. Драма, длящаяся более двух часов, смотрится практически на одном дыхании и нисколько не утратила увлекательности, тем более что мораль у неё проста и актуальна практически всегда: игрок, который не умеет остановиться вовремя, вероятно, потеряет в итоге всё.
P.S. Спустя четверть века Пол Ньюман вернулся к образу Быстрого Эдди – в драме Мартина Скорсезе “Цвет денег”, экранизации одноимённого романа Тэвиса (написанного Уолтером незадолго до смерти). Теперь уже актёр выступил в качестве наставника для молодого и дерзкого новичка, сыгранного Томом Крузом. В прессе утверждалось, что во время подготовки Ньюман пользовался учебным пособием Паркера (как раз того человека, которого полагали прототипом Фелсона), но сам Пол опроверг эти сведения.
Ньюман у Россена:

Ньюман у Скорсезе:
