desyateryk (d_desyateryk) wrote in kultovoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
kultovoe_kino

Categories:

«Чтец» / «The Reader» (Стивен Долдри, 2008)

НЕПРОЧИТАННОЕ ВРЕМЯ

20.14 КБ

На новый фильм Стивена Долдри «Чтец» критика и зрители обратили внимание из-за двух, как бывает в таких случаях, внехудожественных факторов: щекотливой темы ответственности за Холокост и присуждения «Оскара» за лучшее исполнение главной женской роли Кейт Уинслет. Анализировать именно эти моменты — значит перейти от кинематографии к политике; однако уже самого сюжета, основывающегося на книге Бернгарда Шлинка, вполне достаточно, чтобы, говоря об искусстве, высказываться и о политике.

Стивен Долдри известен киевскому киносообществу: именно гран-при фестиваля «Молодость» в 2000 году стал одной из первых наград, которые получил «Билли Элиот» — блестящий полнометражный дебют британского режиссера. В 2002-м Долдри подтвердил статус многообещающего автора, выпустив полубиографическую драму о классике современной литературы Вирджинии Вульф «Часы»; интересно, что исполнительница главной роли Николь Кидман также получила «Оскар».
Новый фильм является американо-немецкой копродукцией. Ударение здесь нужно делать именно на заокеанской составляющей: герои разговаривают на английском, а по стилистике и подбору исполнителей-звезд это типично мейнстримное произведение. Фабула «Чтеца» охватывает почти сорок лет послевоенной истории Германии, от 1958 до 1995 года. В 1958-м в Берлине подросток по имени Майкл Берг (Девид Кросс) случайно встречает красавицу Ханну (Кейт Уинслет), которая старше него. Их связь развивается в тайне, и хозяйкой положения в нем является Ханна. Среди всего прочего, она просит Майкла читать ей вслух, и он с удовольствием выполняет ее прихоти. Отношения обрываются именно ею, так же неожиданно и без объяснений, как и начались. Майкл узнает правду о своей первой любви лишь через восемь лет, когда в качестве стажера юридической школы оказывается на процессе над нацистскими преступниками — охранниками лагерей смерти. Ханна была одной из них: она решала, кому отправиться в газовые камеры. Именно в этот миг его жизнь ломается окончательно, и судьба героя определяется этим надломом.
Здесь, по сути, две жертвы, и в определенном смысле обе невиновны, но очень по-разному: Майкл является еще фактически ребенком со всеми соответствующими последствиями, а Ханна просто имеет хрустально невозмутимую совесть. Она действительно не может понять, в чем ее обвиняют, для нее работа охранником — то же самое, что и работа на заводе, но это ужасающая невинность — полный паралич совести, к которому стремились нацисты, тот самый сон ума, что порождает ужаснейших чудовищ. История кино уже знала фильм о болезненных отношениях между нацистским палачом (не важно, бывшим или действующим) и (потенциальной) жертвой: скандальный и безусловно культовый «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974 г.). Неизвестно, осознавали ли авторы «Чтеца» эту параллель; в любом случае, текст Шлинка предоставлял постановщику довольно широкий круг возможностей. Можно было бы, например, обыграть сюжеты или героев тех книг, которые Майкл читает Ханне, или исследовать неминуемые отношения власти и подчинения, которые очевидно должны были возникнуть в такой паре; не исключались темы искупления, неотвратимой судьбы или любви превыше всего... Однако Долдри оставил этот потенциал незадействованным, сведя все к банальной мелодраме. Кино знало немало несчастных женщин и несчастных мужчин — а вот в высоком смысле слова трагических героев можно пересчитать на пальцах. Возможно, для этого необходимы другие исполнители: Ральф Файнс, играющий взрослого Майкла, — прекрасный актер, однако своих возможностей полностью здесь не раскрывает, что же касается Уинслет, то мелодрама — это ее предел, и ничего серьезнее она при всем желании сыграть не в состоянии. В целом «Чтец» — слишком расслабленное, слишком доброжелательное кино.
Долдри всегда интересовал человек во времени. Так было и в «Билле Элиоте» — типичном романе воспитания и взросления, и в «Часах» — утонченном исследовании соревнования между Хроносом и человеческим гением. На сей раз материя времени не уступила.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments