Екатерина (katerina_lo) wrote in kultovoe_kino,
Екатерина
katerina_lo
kultovoe_kino

Categories:

"Антихрист" Триера - прелюдия.

Это тот редкий уникальный случай, когда я пишу пока не о фильме, но об отношении к нему окружающих. Почему? Да потому, что ситуация – SOS! То, что вы увидите в «Антихристе», покажется вам как минимум кощунственным. Например, посягательство Триера на вдохновение Тарковским при создании своего шедевра. Но остановитесь, подумайте: ведь возможно все, что происходит и даже все смачные подробности поступков и поз, кошмаров героев – метафора.
 


 

·         И отрезание себе клитора ножницами.

·         И то, как Шарлотта Гинсбург пытается убить своего мужа, ударяя его по стоячему члену деревянной доской.

·         Ввинчивание в медленно протыкаемую ногу колеса.

 


 

Все это иносказание, а сам фильм – притча о творении. Задумайтесь хотя бы над одним: почему у героев нет имен? Это уже повод не воспринимать картину буквально. Даже детали фильма очень двусмысленны, а место самого адского побоища между мужем и женой называется Эдем. И рядом с этим шалашом – жилищем первых людей – даже стоит древо познания. И тот путь, что проходят герои картины от паники, после смерти ребенка, до озарения об истинных причинах несчастья – это метафора поворачивающая всю библейскую историю в новое русло.

Связь тут с Тарковским очевидна – именно Тарковский и его герои в каждом фильме проходили путь познания Бога. То же мы видим в «Антихристе». Перекликающаяся эстетика с «Зеркалом» - не простое передергивание любимых образов из творчества Тарковского, а продолжение откровения Тарковского о месте женщины в Творении. Женщины – вечно первородной субстанции. В «Зеркале» главным образом была архитипическая, всеобщая мать, отраженная в разных лицах.

 

У Триера тоже акцент всей истории на материнстве.


Не случайно ведь муж скажет: «Слейся с травой, растворись в цветах, растениях» - и мы это увидим наяву. Женщина – это плодородная земля, стихия. И в этом и Тарковский и «Антихрист» действительно перекликаются. Только обратите внимание на ипостаси героини: мать, жена, земля, Ева, зло.

 

Мог ли Триер издеваться над именем Тарковского? Да, фильм шокирует стоячими членами…. А что, вы их никогда не видели (особенно к мужчинам вопрос)? Половые акты и мастурбация. Но Триер снимает сегодня! Он снимает в наше время, когда такой язык в кино востребован, а не пол века назад, при Тарковском, к которому принято относиться как к святым мощам. Это разный подход: исходя из того, через что культура выражает себя и как она может говорить об акте творения откровенными сценами и ужасами. Это просто язык кино современности.

И твердящие, что Триер оскверняет Тарковского просто не понимают, что Триер снимает сегодня, а не пол века назад. Великие мастера кино 60-70-х с тем способом выражения мысли сегодня были бы просто нахрен не нужны продюсеру. Требовать прошедших идеалов – по крайней мере неразумно. И в свое время картины Кубрика. Антониони и даже Бергмана шокировали – как и новая работа Триера.

Все, что накалякают критики в своей общей массе я знаю уже сейчас, потому что так удобнее: не вникать, не пересматривать, а штамповать провокационные фразы про женоненавистничество, кровавую бойню и позор. Подобные слова про известных работают – вот и все, что нужно этим критикам. Они даже не могут досмотреть этот фильм до конца на премьерном показе. А подобную картину нужно вообще несколько раз увидеть, чтобы выудить в кошмаре его особенный смысл и красоту. Ведь эта картина не по-триеровски поэтична и красива, как и первый черно-белый эпизод в рапиде с падением ребенка из окна, любовные страсти, когда пульс и вскрик оргазма героини вторят моменту смерти ребенка. Фильм просто соткан из таких вторящих образов – главное увидеть и прочесть их смысл, а не быть заложником собственных страхов.

А «Антихрист» спровоцирует страх. И вовсе не хоррором, а состоянием героини, которое снято так подробно, что ее паника и ужас перед реальностью станут вашими. Вот тут вы и попадетесь: захочется сказать «нет, Триер не знает ничего обо мне. Не знает, как меня испугать», но вся проблема в том, что чем больше вы отрицаете его, тем больше ему подвластны.

Триер придумал хороший прием, чтобы спроецировать кошмар в вашу психику. И это вовсе не жесткие эпизоды хаоса, а психоаналитические сеансы прямо во время фильма. Не даром Триер продал лицензию на игру «Эдем», где вначале спокойно выведываются ваши самые страшные страхи, что бы предложить каждому свою игру.

Впрочем, о трактовке не сейчас.

 

Сейчас хочется предупредить зрителя. Уже завтра, или через несколько дней критики разразятся своими вытуженными пасквилями: фильм не о чем, провокация для зрителя и эпатаж, Квентин Тарантино, ложное глубокомыслие в оправдание эпатажных порно-эпизодов, порно-эпизоды.

 

·         Рожающая мертвый плод олениха, который остается торчать из первопричинного места. Тельце вышедшее, но нерожденное.

·         Лисица, пожирающая свою плоть.

 

Напишут обязательно, что это треш-хоррор, которым Триер в очередной раз эпатирует публику, и что Триер сошел с ума. Найдутся такие, кто припомнят затем психоанализ благодаря эпизоду: скажут, что фильм про отношения мужчин и женщин. А еще лучше – просто снял историю о невозможности взаимопонимания и тех подсознательных зверских фантазиях полов, которые возникают на этой почве. И нет в этом ничего нового, а Триер снимает уже растиражированную историю о затаенных человеческих патологиях, превращающихся в сюрреализм: аля Бунюэль «Дневная Красавица».

Возможно не только с Тарантино, но Триера сравнят с Ханеке, или другим мастером интеллектуального жесткоча. Наверняка припомнят пианистку по откровенности эротических сцен. Хотя у Триера еще откровеннее: гениталии в соитии крупным планом.

 

Но все эти критики Триера не поймут. Хотя в картине все вышеупомянутое и есть, но акцент сделан вовсе не на том. 

Фильм начинается с психоанализа, погружения в кошмар, тревогу и панику героини. Муж-психоаналитик хочет вылечить жену. Критики и тут щегольнут, что дескать сам Триер пребывал в состоянии героини последние два года его депрессии и теперь излил свой бред безвинному зрителю. Плоская шутка. Эти аккредитанты не копнут по сути глубже тех, кто увидит просто ужастик в творении Триера.

Будет высмеян говорящий лисенок – типа Дональд Дак, а из-за ожившего ворона припомнят Хичкока. Кто-нибудь обязательно усиленно будет перетирать жестокость картины: забивание мужа лопатой, или доской по ***. Все обязательно сойдутся в том, что Триер откровенной жестокостью и порнографией привлекает к себе внимание. Найдутся и те, что выскажут свои вялые вереницы зрения о женоненавистничестве режиссера, вылившего на экран абсолютную ересь и затаенные страхи перед женщиной: потому что героиня писала диссертацию о средневековой инквизиции над ведьмами и сошла на этой почве с ума, решив отомстить мужчинам. Возможно даже, что Триер своим фильмом поддерживает «Молот ведьм».

 

Не ведитесь. Даже, если найдутся особые эстеты, которые посчитали что Триер увлекся надуманной красотою смерти и его фильм – гимн разложению, насилию и мертвечине. Что бы ни написали – все есть в «Антихристе», но это лишь деревья из которых состоит целый лес.

 

Чтобы разглядеть его – нужно быть вне ублюдочного стада, которое заселилось в наши кинотеатры.

 

Народ обязательно будет ржать, заглушая страх и срывая вторую половину фильма. Ржать при любом поводе: от члена, от крови, от насилия – это ведь так прикольно. Неотъемлемой частью просмотра в кинотеатре станет дополнительный звукоряд удавившихся на задних рядах. Это прямо сговор какой-то: когда за одним начинает кашлять и сплевывать целая вереница. И, конечно же, поочередно будут маячить перед экраном в разные стороны уже за 15 минут до конца картины.

Наверное, это чья-то злая шутка: идея оставить на полтора часа в темноте и полном инкогнито несколько сотен… нет, в том и дело, что не человек, а ГомоСапиенс.

 

Екатерины Лоно

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…