Elena (mad_len) wrote in kultovoe_kino,
Elena
mad_len
kultovoe_kino

Categories:

Лисы не те, кем они кажутся ("Антихрист", Ларс фон Триер)

24.71 КБ
Есть такой анекдот: психоаналитик женится на крайне уродливой женщине. Друзья его спрашивают: она что - очень умная? Он говорит: да нет. В постели хороша? - Нет. Готовит вкусно? Нет. Скажи, а почему ты на ней женился? Ох, ребята, мечтательно говорит психоаналитик, если бы вы знали, какие ей снятся кошмары! (В принципе, это и есть краткое содержание фильма "Антихрист" Ларса фон Триера).

Кино могло бы быть отличным, если бы Ларса примерно к середине фильма не попутал, извините, бес, и он бы снял про что у него само собой получалось, а не про что он так навязчиво хотел рассказать. Какой-то прямо синдром Льва Николаевича: показывает гениально, а выводы делает - сомнительные.

В некотором приближении сюжет: супружеская пара переживает гибель ребенка. Будучи психотерапевтом, муж забирает жену из клиники, где ее медикаментозно лечат от депрессии, и решает работать с ней сам. Он составляет список вещей, которых она боится; больше всего она боится леса с красивым названием "Эдем", на опушке которого писала диссертацию про средневековых ведьм. Умный муж везет ее в этот лес, по дороге практикуя что-то вроде имаготерапии, а после какие-то психодраматические и бихевиоральные (вроде бы) штуковины. В самом лесу жутковато. Кругом какие-то мрачные символы: то по крыше домика стучат желуди, которые никогда не станут дубами, то птицы уносят трупы животных. Выясняется, что работая над диссертацией, она пришла к выводу, что сжигали женщин за дело, поскольку они порождение дьявола, и что природа - храм сатаны. В такой, прямо скажем, нервной обстановке он встречает обглоданного лиса, который сообщает ему человеческим голосом режиссера фон Триера, что миром правит хаос. Далее в режиме хоррора: она требует агрессивного секса, яростно калечит мужа, просверливает ему ногу и приделывает к нему нечто вроде гири, чтоб не убежал; после некоторых пряток в лесу она просит прощения, калечит себе гениталии, он душит ее, сжигает на костре и выбирается из леса, в котором ему напоследок мерещатся сотни женщин.

Фильм мог бы получиться про переживание утраты, про невыносимость боли, про безграничность отчаяния, про настоящую и мнимую вину, про эмоциональную дистанцию, про агрессию секса, про садо-мазохистскую природу отношений мужчины и женщины, про страх быть брошенной, про пограничные состояния, про глубинные фобии, про панические атаки, про возможности и беспомощность психотерапии - и там все это есть, но все эти темы брошены, вытеснены на второй план, оставив на первом голый тезис: женщины - зло. Этот месседж, считываемый довольно однозначно и вынесенный в заголовок, не стоил ни режиссерских трудов, ни тем более страданий. Логический ряд такой максимы можно продолжить утверждениями: мужчины - зло. Люди - зло. Дьявол носит Прада. Мама мыла раму.

По сути фильм исследует норму и безумие, сознание и бессознательное, а вовсе не добро и зло. И в этом фрейдистском контексте, в этом пространстве "я" и "оно", в этой всю-дорогу-аналитической-парадигме вся эта история со средневековой ересью выглядит лишней, притянутой за уши и, в общем-то, ничего не объясняющей. (Да и в любом случае работать с абсолютным злом бессмысленно. Имеет смысл - со злом в человеке, а в нем оно все-таки относительно). Как только вся сложность взаимодействия сознания и бессознательного в одном человеке простенько делится надвое: мужчина - сознание, женщина - бессознательное, мы моментально оказываемся в плену мракобесной архаики. Дальше - привет, женоненавистник Вейнингер.

Кстати, о женщине-зле. В этом не предполагающем эмпатии, холодном и рассудочном фильме сочувствуешь женщине - по крайней мере до членовредительства. Но и потом все ее поступки, даже запредельные, кажутся, в общем-то, понятными, с читаемой мотивацией, что исключает "одержимость дьяволом". Если бы вас неустанно терапевтировал собственный муж, рано или поздно и вы бы дали ему поленом по яйцам. Чего уж тут неясного.

Это история не о дьявольщине, а о женщине, которой нужна была терапевтическая помощь еще до травмирующего сюжетообразующего события - до начальных титров фильма. И не от мужа, в устах которого прозвучала фраза, которая непременно станет мемом: "Никогда не трахайся со своим психоаналитиком".

Это история о человеке, который снял фильм, терапевтичный для себя самого. Ему наверняка стало легче: выпущенные наружу демоны приносят если не избавление, то по крайней мере, облегчение. Такая цель, возможно, оправдывает средства, но личная психопатология начинает диктовать свои условия. Иначе бы он тоже заметил, что рыжие женщины средневековья были виноваты не тем, что они женщины, а тем, что становились ловцами проекций. Вмещали в себя людские страхи и пороки.

Людские пороки и страхи.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment