makekaresus (makekaresus) wrote in kultovoe_kino,
makekaresus
makekaresus
kultovoe_kino

Вальс с Баширом

Современность в порядке правила предписывает относиться к сегодняшним культурным артефактам иронично и дистанцировано, фамильярно и с высокомерием. Но случаются и исключения, к коим можно отнести интернациональный (по-моему, здесь поучаствовали Израиль, Франция, Германия) анимационный фильм «Вальс с Баширом» о резне в ливанских палестинских лагерях Сабра и Шатила.

Обыгрывается в общем-то привычная тема о безвозвратно травмирующем воздействии военных действий на психику неокрепших телес, о том, как человеческий мозг реагирует на этот навязчивый «стук» кровавых стимулов. Как людская память справляется с потоком ужасного анамнеза: или позволяет прорваться ему, позволив заполонить сознание кошмарными галлюцинациями (вспомним «Лестницу Иакова», «Jacob’s Ladder», 1990), или спрячет в тишайший закуток мифологического «подсознания».

Так вся фабула картины заключается в том, как второе состояние безмятежности, потревоженное повествованием сослуживца о преследующем сновидении с 26 убитыми «палестинскими» собачками, медленно перерастает в первое. Главный герой, современный нам израильский режиссер, мучимый лакунами долговременной памяти, отправляется в одиссею воспоминаний по рассказам собратьев по оружию. Изначально картина представляет типичный набор нарраций об ужасах войны, плавно приближающейся к предсказуемому финалу – разгулу геноцида, откровенной бойни на фоне нашей с виду бескровно политкорректной цивилизации. Респектабельные евреи обращаются к событиям двадцатилетней давности через подобие дружеского интервьюирования. Memento…

Менеджер Боаз, еженощно преследуемый во снах лаем своры расстрелянных им собак и запечатлевший каждую морду и рану поверженных; ему доверили это «дело» сотоварищи, потому что были уверены – на убийство людей он был не способен. Бизнесмен Карми, чья «ботанская» неуверенность в своей мужской идентичности столкнулась с возможностью компенсировать сексуальную неудовлетворенность стрельбой – безрассудный отстрел «в решето» семейного потрепанного «мерина» (схожий по степени военно-кровожадного абсурда момент встречается в стоуновском «Взводе») и созерцание пыточной скотобойни христианских фалангистов с органами мучимых палестинцев в банках формальдегида. Ронни, по случайности единственный спасшийся из экипажа «безопасного» танка при атаке палестинских боевиков и оставшийся с классическим осознанием вины «почему я, а не они»; подвиг «Рэмбо», спасителя-одиночки совсем не про него. Инструктор по боевым искусствам Шмуэль Френкель, отправляющий в «живописное» воспоминание о расстреле палестинского подростка с РПГ в саду; и его вальсирование с «мак»’ом на обстреливаемом боевиками бейрутском перекрестке.

Как спасаются солдаты от жуткого давления мерзостей войны на их душу, воспитанную в любви и прочих гуманностях? Отключают свой мозг и нивелируют ощущение личного соучастия, превращая себя в исполнительных биороботов, сторонних наблюдателей военных будней, но камера когда-то может сломаться; для кого-то причиной поломки будет видение умирающих арабских скакунов, а для кого – бесчеловечный расстрел невинного старика, не пожелавшего встать на колени. Картина мастерски изображает всю хаотичность военных действий: смертоносная езда красного «мерседеса» боевиков, подстреливающих все и вся на своей «дороге смерти», образно параллельна с продвижением израильских войск («куда стрелять? – просто стреляй! – может лучше помолиться? – тогда молись и стреляй»), перемежающаяся бездельем и отблеском «мертвых» мешков под ночными огнями.

Ливан, спокойная страна, «ближневосточная Швейцария» – этот разъевшийся жирный червячок на Средиземном море, который в окружающей экосистеме со всеми (арабами и израильтянами) был в ладах, вдруг превратился в кровавый ад, где почти невозможно было разобрать, кто с кем воюет и из-за чего. Эти воспоминания (событий жестоких, но еще как-то укладывающихся в голове) медленно придвигают к осознанию того единственного дня, долго прятавшегося за мраком нейронных синапсов, дня бойни в лагерях Сабра и Шатила. Резня мирного мусульманского населения, когда трупы молодых мужчин штабелями «складировали» в полуметровых проходах между домами, возвратила еврейских солдат, окружавших лагерь в кольце, в недалекое прошлое Освенцима и Бухенвальда, в трагедию Голокауста (или с иврита «Шоа» - жертва «всесожжения»). Через короткий период иудеи из жертв превратились в пособников палача. Только поэтому память главного героя, по мысли его друга Ори, не смогла совместить родительские страдания в нацистских концлагерях Аушвица с личным соучастием (он «всего лишь» запускал осветительные ракеты в ночь истребления) в акте современного геноцида; память скрыла этот день в мнемонических пучинах подсознания – остались лишь кошмарное видение.

Действительно, сейчас уровень информативного паразитирования на Голокаусте зашкаливает, поэтому случаи его пересмотров (ревизия количества жертв нацистского геноцида, существенно принижающая официальные цифры) «естественны», хотя лживы и бесчеловечны. Так вот «Вальс с Баширом» действительно рассматривает Голокауст надисторически, с иной стороны, уходя от образа еврея как «вечного мученика», образа нации, перед которой все человечество в неоплатном долгу. Историческая жирная клякса в хронографии человечества не сотрется никогда, но медийная истерика и беготня за устоявшимися типажами может скрывать новые ужасы, где жертва сама станет вести смертельный «суд». О достоинствах картины и писать неудобно: анимация классная (ссылки на «Помутнение»), типичный «оскароносец», изумительный саундтрек, позитивно глобалистский.
 
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments