Светлана Астрецова (astretsizm) wrote in kultovoe_kino,
Светлана Астрецова
astretsizm
kultovoe_kino

Categories:
Осмелюсь предложить вниманию публики рецензию на фильм Питера Гринуэя «Отсчет утопленников».

Возмездие — это простая и жестокая сила уравнений. В первой точке умирает жертва, но через 3ⁿ убийца.
Велимир Хлебников


Когда пересчитаешь сотню, все другие уже ничем от нее не отличаются.
Питер Гринуэй



«Запомним: цифра 3 соединяет обратные события: победу и разгром, начало и конец, преступление и возмездие». «Отсчет утопленников» заключает в себе три самостоятельные картины: одну повествовательную и две описательных.
Первая - естествоиспытательская лента Питера Гринуэя демонстрирует многочисленные зарисовки живой и неживой природы. Фрагменты пейзажа Англии в разное время суток знакомы зрителю по фильмам «Вертикали», «Контракт рисовальщика», «Жертвы воды».
Манипуляция со светом - одна из основ кинематографа. Гринуэй-художник стремится раскрыть необыкновенные способности света, подобно голландским живописцам рубежа 16-17 века.
Тремя годами ранее, приступая к съемкам «ZOO», Питер Гринуэй совместно с французским оператором Саша Верни разрабатывают 26 способов освещения площадки, среди которых встречались утренний свет, дневной свет, лунный свет, свет звезд, лампы, свечи и освещение съемочной площадки радугой. В натуралистическом эссе ценен всякий эксперимент вне зависимости от полученного результата, поскольку любой результат вторичен. Единственное, что имеет значение - опыт, ибо он стоит выше.
Гринуэй-документалист поглощен проблемой взаимоотношения человека с природой. Отсюда - интерес к дарвиновской теории эволюции, заключающей в себе величайшую насмешку. С появлением ядра у клетки на Земле появилась смерть. Каждая картина повествует о всемогущем и бессильном море Времени по-иному. Море, обращающим космос в хаос. Времени, которое утратит смысл, как только Материя прекратит свое существование. Ибо «мужчина рождается из чрева женщины лишь на краткое мгновение».
Однако пока я жив, я сравниваю. Я исчисляю.
Рассказ о трех убийствах - сюжетная составляющая фильма. Три женщины: мать (Джоан Плоурайт), дочь (Джульет Стивенсон), племянница (Джоэли Ричардсон), носящие одно имя и одну фамилию - Сисси Колпиц - топят своих мужей. «Светлая память садовнику. Светлая память бизнесмену. Светлая память несчастному безработному, не умевшему плавать».
Сцены утопления сопровождаются музыкой Моцарта в исполнении Майкла Наймана. Изящные каламбуры, лексическая игра, переполненная символикой раскадровка, напоминающая полотна тенебристов, преображают «черную» комедию в интеллектуальный трагифарс.
Патологоанатом Мэджет (Бернард Хилл), страстно влюбленный в троих Колпиц одновременно, выписывает ложные свидетельства о смерти. Порой он убежден, Сисси - это одна женщина.
Игра - вторая, если не главная, страсть Мэджета. В свободное время он сочиняет игры, правила которых звучат закадровым текстом. Это и есть третья картина.
Все эпизоды выстроены Гринуэем (по обыкновению режиссер выступает автором сценария) в строгой последовательности чередования - развитие действия, убийство, игра.
«Рассветные карточные замки», «Полет фантазии или раздевание наоборот», «Овцы и приливы», «Мертвецкая переброска», «Крикет-палач», «Канат войны», «Пчелки и елки» обуславливают поведение действующих лиц, заменяя рефлексы, пророчествуют. Каждый знает, какого персонажа он должен играть. «Крикет-палач» обнаруживает тайные союзы свидетелей преступлений: «Девушке (Нэнси) приходится быть наблюдательной, если только она не играет в паре с Близнецами (братьями Богнор Ионой и Моисеем)». В ходе «Мертвецкой переброски» мужчины ложатся на саван в той последовательности, в которой должны будут умереть.
Но, как однажды заметил Мэджет, игра опасна и неминуемо ведет к той, последней, которую затеет Смат (сын Мэджета), решившись «спрыгнуть с петлей на шее... чтобы упав, повиснуть».
У всякой игры, имеющей правила, есть цель. «Цель этой игры - наказать тех, кто причинил великие несчастья своими эгоистическими поступками». Игра, лишенная цели, невозможна - почти всякая жизнь, напротив, бесцельна. В конце очередного раунда объявляется проигравший, обязанный предать себя в руки Палача, который всегда безжалостен.
И все чаще с губ Мэджета срывается отчаянное «Я наигрался». Но комбинации продолжают рушатся, как рассветный карточный замок в спальне сына. Недаром каждый возводил свое здание, заложив в основание ему одному ведомую карту.
«Великое множество существ умирает в ужасных мучениях каждый день». И Смат убежден: «Лучший день для насильственной смерти - вторник. Это день желтой краски. Суббота - это второй лучший, или худший, день. Суббота - это день красной краски». Каждая насильственная смерть должна сопровождаться фейерверком.
Он считает мертвых рыб на причале, листья на дереве, пчел, собачьи волосы. Превозмочь смерть невозможно, но ее можно классифицировать. Пронумерованная смерть не так опасна. Подчинившись цифре, насильственная смерть становится естественной.
Название «Drowning by numbers» переводится с английского, как «Утопая в числах», если приводить точный перевод.
Космос ведет начало от единицы. Фильм начинается со счета. Каждый удар скакалки о землю сопровождается числом. Давая номера звездам, девочка Элси называет их по-имени: «Один - Антарес , два - Капелла, три - Канопус...», пока не достигает сотни.
«Время - клетка из цифр». Море Времени приготовилось поглотить Материю. Путь от одного до ста - не есть созидание а, скорее, обратный процесс, низводящий единицу до нуля.
В смерти нас пугает не неизбежность, а необратимость. И не обрушить Самсону (Харди) две мраморные колонны на головы филистимлян, ибо Далила (Сисси) остригла кудри его, пока он спал. Смерть Мэджета оказалась заранее взвешена на «весах троек». И были растрачены девять жизней, и три женщины бросили пепел в море, и петух уже кричал трижды. Ах, как мягко, должно быть, коснулась песчаного дна лодка под номером 100.
Сотни достаточно - каждая следующая будет неизбежно напоминать предыдущую.
Нет, мы не станем считать дальше.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments