makekaresus (makekaresus) wrote in kultovoe_kino,
makekaresus
makekaresus
kultovoe_kino

Олдбой

Речь пойдет о корейском «Олдбое», в свое время отмеченным Тарантино и авторитетными кинофестивалями. Вроде бы типичная история о мстителе а-ля Монте-Кристо (по жестокости и плотскому радикализму в процессе возмездия перемежается с «килл билами» и «иже с ними», впрочем, нахождение параллелей и парафраз вряд ли будет показателем проникновения в кинотекст), абсурдно и беспричинно замурованном в 15-летний плен захолустного гостиничного номера. Действие начинается в привычном антураже полуторной кровати, телевизора, ванной комнаты и… ежедневного пельменного рациона. Безысходные мысли, заострившиеся в неудачном самоубийстве, газообразная атмосфера из валиума, сеанс мастурбации перед музыкальным телешоу, яростный «спарринг» с кирпично-стенным оппонентом, - вот скромное существование отель-узника, разнообразившегося своей цикличной повторяемостью. Цикличность – здесь чуть ли не ведущий эстетический прием, ибо одна и та же сцена дублируется, чтобы соотносится событийно с другими. 

Первертивная воля «большого брата» дает разрешение встать на тропу свободы, поиска, мести. Далее девушка, которую в виду ее чрезвычайной миловидности вряд ли назовешь «роковой», но именно это прилагательное окажется здесь центрирующим. Сюжетно образующий мотив «монте-кристовского» мщения постепенно переливается в античную мифологему «рокового» инцеста. Здесь «большой брат» перевоплощается из запредельно всесильного антигероя в по-восточному изощренного губителя. Суть несчастий заключен в старом школьном пороке. В цепочке «инцестуозная связь с сестрой – распространение слухов – самоубийство из-за поруганной девичьей чести» вина падает на главного героя. Он невольно сделал публичным "достоянием" запретные отношения и, соответственно, инспирировал акт «самовольного очищения». Так, малая нелепость обращается житейской драмой с множеством мертвецов и поврежденных органов. Бывший пленник широкой поступью крушит ненавистную «обитель уз», но многие детали и вторичные персонажи позволяют засомневаться в его силе и действительности сокрушающего возмездия. Вероятно, не он при всей своей тренированности и злобе является агентом мщения. Просто за многолетним одиночеством и временным обретением долгожданной свободы прячется ужаснейшая пытка столкновения с неизбежным роком…

Такой «краш», где вырезание языка, выламывание зубов, протыкание спины, вылизывание обуви врага-«благодетеля» кажутся не стоящими внимания мелочами. Вся нарочитая «кровища» и «мясня» тонким слоем размазана по всему киноповествованию не ради вящей потребы индифферентной публики. Нет, она является структурной каймой самого сюжета, где несчастье рождает жестокость, а не наоборот. За жанровой оболочкой криминальной драмы скрывается эпичное скрещивание двух корневых мифологичных канонов-фабул: «кровной» мести и роковой неизбежности. Здесь самостийность киножанра ни в коем случае ни довлеет, потому что античные хоры рыдают, только по-корейски и в современных декорациях.

Ныне чуть ли не центральным критерием в классификации фильмографии стала жанровая принадлежность. Жанр фокусирует в себе строго разграниченные интересы и объекты повествования. Очевидная штуковина – изощренная, насыщенная богатым содержимым, киноиндустрия дифференцируется в себе, выявляя локальных лидеров и неудачников, пытаясь в самых тонких частностях структурировать киноязык (ведь любой средний потребитель внутренне ощущает укоренившиеся «киношные» отличия «стенд ап»-комедии от вестерна или философской притчи). Даже нарочито «гениальные», то бишь «оскароносные», фильмы стали устойчиво ассоциироваться с поджанром, - длиннющие биографии, повествующие о замысловатой жизни "странных" людей, короче, недоступных в быту маргиналов. К тому же сия условная номенклатура «жанров» будет подкрепляться всегда «универсальными», социальными и экономическими, факторами. «На какую аудиторию рассчитан?» и «Сколько финансов вложено?», - это чуть ли не решающие вопросы, на основании которых фильм находит свое окончательное место во всеобщей «сетке потребления». Сами по себе ответы ничего не скажут о ценности испытуемого, а лишь вооружат необходимыми прогностическими знаниями: известный бюджет сделает близко предсказываемыми разные частности, типа видеоряда, спецэффектов, актерского состава и т. п., а другие «промоушн»-сведения дадут возможность предполагать наличие «канонических» мизансцен, знакомых сюжетных ходов, социально одобренных реалий (всем понятно, что такой критерий как порог чувствительности впрямую влияет на число потенциальных зрителей), и прочее. Здесь важно, что объективные факторы – ресурсы и технологии – слабо определяют культурологическую ценность будущего фильма, следовательно, киноиндустрия еще не обратилась из «фабрики грез» в «производство голографических упаковок», она еще слоняется по плоскостям знаков, фикции, выдумки, торжествующего воображения, в конце концов.

Сообразовываясь с форматом блогосферы, можно было бы (естественно, исключительно для личного употребления) ввести «новый» критерий оценки кинокартин, вне этих жанровых, территориальных, бюджетных условностей: «позволяют ли внутренние достоинства фильма написать рецензию впечатлений, не сводящуюся к пересказу сюжетных событий, или нет». Если руки тянутся к клавиатуре отразить тот эффект, который произвел на зрителя кинопроект (не важно, будет ли это описание отдавать наукообразным анализом, эстетствующим накалом эмоций, или школярскими восклицаниями), то значит можно говорить о появлении очередного визуального художества, а не упакованного продукта из «кино-конвейера». Конечно, на это можно скоро отреагировать, еще одной и далеко не новой вариацией из «громадного роя» умножающихся субъективных критериев и принципов, прародителем коих является ветхая «дилемма» «нравиться – не нравиться».

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments