Ничего личного (small_dead_life) wrote in kultovoe_kino,
Ничего личного
small_dead_life
kultovoe_kino

Categories:

Голод, Тони Скотт

Производство: Великобритания, 1983
Жанр:
драма, мистика
Режиссер:
Тони Скотт
В главных ролях:
Дэвид Боуи, Катрин Денев, Сьюзен Сарандон

Мне нравится блеск и нищета эпохи восьмидесятых, с гипертрофией и экзальтацией чувств при их наивности, с представлениями об этичном и эстетичном, с великолепными типажами и музыкой. Фильмы той поры горячо любимы мной, и сегодня мне хотелось бы поговорить об одном из них – «Голоде», Тони Скотта, отсмотренном мной совсем дитятей, и не потерявшем очарования после возращения к нему в настоящем возрасте.
«Голод» - кино, в котором грань китча была благополучно перейдена. Вместе с тем, до трэша в плохом смысле ему далеко – что-то выделяет его из ряда многочисленных мистических триллеров, взявших за основу тему вампиризма. Эстетским, наполненным представлением о вампирах как об извращенцах с аристократическими замашками, напоенным тягучей солнечной пылью в воздухе и солнечной пылью волос главной героини его делает, прежде всего, актерский состав: Катрин Денев – Мириэм - манекеноподобная и эгоистичная истинная бессметная, культовый персонаж Дэвид Боуи – тот самый испорченный аристократ (или псевдоаристократ), обращенный около двухсот лет назад, и Сьюзен Сарандон (единственная профессиональная актриса. Денев достаточно просто ходить туда и сюда. Боуи – усмехаться) – доктор, занимающийся исследованиями, связанными с процессами старениями.

К сожалению, Боуи во всем своем мимическом роскошестве, покидает зрителя почти в самом начале, превращаясь в некрасивую мумию с мистической стремительностью, обусловленной жанром. Мириэм-Денев, пускает тело в дело всякий раз, когда очередной компаньон ссыхаясь, перестает иметь товарный вид. К счастью, той, особенной боли, возникающей при наблюдении сексуальности взрослой женщины не возникает - Денев стерильна до скрипа, и эротические сцены с ее участием напоминают в большей степени дефиле (эстетика 80-х, настоящие принцессы осуществляют половые акции преимущественно в позиции миссионера, а Снежные королевы точны и точены), сексуальность в ее случае всего лишь слабый реверанс в сторону эротоманов.

О Мириэм следует сказать отдельно, поскольку она является воплощением иного в фильме (героиня Сарандон тоже интересна, но по другим причинам): Мириэм представляет классический тип кровопийцы, не считающегося с чужими желаниями, жалеющего любовников как дорогие сердцу, изящные вещи, вышедшие из употребления. Всякий раз, когда кинематографисты представляют нам образцы чуждого сознания (в ход идет все, что подвластно фантазии – от инопланетян до нечисти), хочется разглядеть не только представления о нем, но и, собственно, чуждое сознание, выяснить его отличие, количественно или качественно, а разглядев, возможно, взять на вооружение, вобрать… Для этих целей Мириэм не подходит: ее схематичность слишком очевидна, она пуста, как целлулоидный шар и плачет глицерином. Контрапункт в лице лупоглазой Сары (Сарандон), идущей в человечности до конца, как нельзя лучше подчеркивает выхолощенность и искусственность героини Денев. «Интервью с вампиром» с улучшенной версией человека появится много позже.

Второй кит, держащий на плаву хлипкую конструкцию фильма, при всей сомнительности его поддерживающих качеств, - режиссерская работа Тони Скотта. Опыт съемок рекламных роликов пригодился Скотту и в «Голоде». Декларативность и декоративность, крупные планы и позы, гиперболы и стилистические диссонансы (попробуй-ка, соедини барокко, египетские символы вечной жизни - анки, исследовательскую лабораторию, полную диких обезиан, лесбийские сцены и встающих из могил мертвецов без насилия над вкусом зрителя) оформляются в эклектичный видеоряд с предсказуемым, довольно скомканным финалом с обязательной победой условных светлых сил. От масскультового клипа «Thriller» Майкла Джексона «Голод» буквально в двух шагах, причем, первый имеет определенное преимущество, благодаря большей зрелищности и динамичности. Жажда создателей «Голода» соединить несоединимое настолько сильна, что в итоге выходит не слишком удобоваримое месиво, чьи ингредиенты и многочисленны, и обильно удобрены. Вместе с тем, это эклектичное блюдо, не являясь ни вкусным, ни питательным, все-таки хочется пробовать: «Голод», как ни странно, убедителен – так кусаешь восковой муляж овоща или фрукта – слишком уж похож на настоящий.

И, наконец, третья подпорка, последнее, на что хочется обратить внимание – музыкальное сопровождение картины. Ничто так не отсылает ко времени - ни мода, ни макияж, ни манера общаться… но музыка, по музыке с четкостью определяется время создания фильма. Фоном для «Голода» служит «Лакме» Делиба. Мириэм не только музицирует, она обучает музыке, она соблазняет с ее помощью - перверты странно тянутся к гармоничности.
Другим, самостоятельным, контрастным музыкальным эпизодом, тем самым знаком времени, является участие группы Bauhaus с песней "Bela Lugosi is Dead", несмотря на эпизодичность, способствующим развитию одному из важных субкультурных движений – готики.

Заканчивая, хочется заметить, что этот фильм рекомендуем к просмотру только фанам жанра и поклонникам творчества актеров, участвующим в нем. Ну, может быть еще ностальгирующим по излому, забавным кунштюкам и идолам лет, благополучно канувшим в Лету.
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments