Екатерина (katerina_lo) wrote in kultovoe_kino,
Екатерина
katerina_lo
kultovoe_kino

Categories:

"С широко закрытыми глазами" \ "Eyes wide Shut"

Название: С широко закрытыми глазами

Оригинальное название: Eyes wide Shut

Год выпуска: 1999

Жанр: Драма, триллер

Выпущено: Warner Bros.

Режиссер: Стэнли Кубрик

В ролях: Том Круз, Николь Кидман, Мэдисон Эджинтон, Сидни Поллак, Лесли Лоу, Питер Бенсон

 

Прежде чем смотреть этот фильм, современному зрителю стоило бы задуматься:

-что же за Мир его окружает?

-что означают все культуры, или праздничные церемонии, ритуалы, их герои и персонажи?

-в какой культуре мы живем, что мы знаем о наших традициях?

-что такое на самом деле брак?

-что изначально было присуще нашей европейской культуре; где истина, а где лож? Почему, посмотрев картину и пытаясь понять смысл, мы не обращаемся к истокам, а чаще обесцениваем все будничным объяснением, как и собственную жизнь?

Кажется, что это самые поверхностные вопросы, которыми можно задаться, посмотрев картину Стэнли Кубрика. А главный, который возникает после просмотра: что же стоит за нашей повседневностью? Кубрик создавал эту картину на протяжении 4-х лет и от фрейдистских опусов из TraumNovel Шницлера осталась лишь канва сюжета. Этот фильм воплощение гения режиссерского мышления, труда и подхода к искусству кино. Ни один кадр тут не выстроен так, чтобы не раскрывать замысел. Продуманность каждого на уровне отдельного творения. Режиссер создал картину как космическую вселенную, со своей логикой, законами и развитием.

Кубрик помещает героев и все события картины в несколько предрождественских дней. А почему собственно именно под рождество все и происходит?

Что мы знаем об этом чудесном празднике 25 декабря? Рождество – это отзвук когда-то совершенно иного празднества, истинный смысл которого перевернули до легкой пирушки в честь Рождества Христова. В картине мы видим два празднества: одно профанное (в начале), а второе – первоисток. Оба торжества отражаются некими деталями происходящего друг в друге. Но какова разница: прообразы первого настолько далеки от оригинала, как кукла от живой женщины.

Именно женщины. Перед названием картины в кадре появляется переодевающаяся героиня Николь Кидман – она стоит к нам спиной и сбрасывает на пол черное платье, а затем перешагивает через него. Точно то же самое происходит на мистерии, где жрицы точно так же сбрасывают свои черные одеяния, оказываясь совершенно голыми под ними, и перешагивают через них. Первое действие – буднично и лишено какого-либо смысла (разве что странно: на ней под платьем совсем ничего нет); второе – это ритуал обнажения. Именно вот такую повседневность сопоставляет с действием, наделенным сакральным смыслом, название картины: «Широко раскрытые глаза, которые на самом деле закрыты» - как ни смотри, не увидишь. Это основной конфликт: истинного действия с ложным, или только видимым.

Обратите внимание на то, как идут Билл и Эллис на вечеринку: проходя по коридору в особняке Циглера и держась за руки. Точно так же будет идти герой со жрицей по коридору в таинственном особняке. Правда, во время первого прохода каждый занят своими мыслями, они разрозненны, они думают о предстоящем. На мистерии – каково создано напряжение и значимость действия.

Итак. Первая из трех частей картины – это Мир лжи, обессмысленный и проходной. Хотя, конечно, имеет в себе признаки священного тайного Мира, но глаза на это закрыты, пока мы не попадаем в особняк. Человек, привыкший к обычной реальности, просто ломается от глубины действа и только широко таращит закрытые маской глаза, которые все равно ничего не поймут. Эти две части фильма связаны:

-обратим внимание на поцелуй Виктора Циглера и его супруги с Биллом и Эллис – в первой части это светская формальность, а во второй точно так же целуются в ритуале единения жрицы друг с другом

-и дальше: две навязавшиеся Биллу фотомодели, которые жаждут оргии втроем – это просто разврат и развлечение, а жрицы и оргия второй части – это элементы ритуального действа

-упоминание девушками путешествия «туда, где заканчивается радуга» - это намек на салон одежды «Радуга» из второй части. Но девушки лишь предлагают заняться сексом втроем, а в салоне – приготовление к важнейшему таинству

-встреча с одноклассником-пианистом в первой части и разговор с ним – это формальная любезность, а во второй части – это тайный договор и веление желания души

-вступление в границы смерти девушкой в апартаментах Циглера – это простая передозировка. А найденная умершей от передозировки потом жрица с мистерии – это результат ритуала.

И еще немаловажные детали и образы из первой части фильма (будничной), которые обретают свое значение только во второй части:

-мы видим Эллис, которая хаотично и распущенно напивается, расставшись на вечеринке с Биллом и венгра, который откровенно хочет соблазнить ее. Немаловажно, что хозяином магазина одежды «Радуга» окажется товарищ дружественной национальности. Только в начале это бессмысленный флирт, а далее – проводник Билла

-Эллис, кружащаяся мимо восьмиконечной звезды, которая являет собой в первой части лишь украшение: в части второй эта звезда и значение количества ее лучей обретут смысл в происходящем

-прелестное запудривание мозгов рассказами про римского поэта Овидия обретет свой подлинный смысл

-да и сама красотка Николь Кидман, вписавшаяся в очертания восьмиконечной звезды тут как бы случайно, станет путеводной звездой во втором мироздании

-и даже зеркальность поз голой девушки в апартаментах Циглера и на картине, висящей там же, с изображением беременной женщины в такой же размякшей позе – кажется тут пустяком, но это формула закона построения самого фильма, который мы уже частично рассмотрели.

Итак, перед нами предстают два празднества, подобные отдельным Мирам. На первом все лишь случайность и безделица, а на втором вся эта безделица становится подобна космогоническому акту творения новой вселенной. Первый праздник – это то ложное мироздание, наполненное отблесками глубочайших смыслов, впрочем не воспринимаемыми не зрителем, не героями. Второй праздник – это корень культуры, в котором все преисполнено смысла и значения. Но современный человек с трудом сможет все это понять – для него характерен первый Мир, где празднуют рождество, а на второй он смотрит сквозь широко закрытые… Это конфликт прообраза и образа. Истинного смысла и его двойника, почти утративших связь и сохранившим лишь светские атрибуты священного. Мир правды и Мир подделки – это отражается на всех уровнях картины. Мир подделки коснулся даже такой тайной субстанции как любовь. Она стала необходимостью для воспитания ребенка, а не единением двух людей. Герои даже не знают есть ли она, а если есть, то зачем. А священные узы брака звучат смешно в Мире неупорядоченных связей. Но несмотря на то, что Эллис и Билл живут внешне вроде бы в Мире утратившем свои корни, взаимосвязь между ними глубока. Когда на следующий день мы видим их погруженными в свои будничные заботы, Кубрик монтирует происходящее с героями так, что их жизни соединяются в настоящий диалог. И музыка Шостаковича – это мотив их единства; эта музыка обрывается в эпизоде который перевернет все (когда Эллис рассказывает о своей страсти), но появится вновь, после воссоединения героев и обновления их отношений.

Накурившись травки герои оказываются наедине с гложущими их силами и поддельное, обманчиво-радостное бытие умирает для них. Но нет ничего взамен: по сути их отношения переживают смерть. Рассказ Эллис о своем вожделении к морскому офицеру переворачивает реальность Билла с ног на голову. То, что в их отношения с этого момента закралась смерть, режиссер очень тонко подчеркивает сутью телефонного звонка: «Луи Натансон умер» - именно в момент признания Эллис. Звонок о смерти разрывает тишину, в которой разбиваются вдребезги его представления о жене: мать его детей в одно мгновение становится шлюхой. Для Билла и их отношений подобное открытие – смерть. В каком-то смысле хаос и смерть овладевают Биллом всецело – эти первичные силы, обретающие свой смысл в месте тайного ритуала, все еще правят нашим Миром.

Причем просачиваются эти первичные силы повсюду. У Стэнли Кубрика ничего нет случайного, любая мизансцена имеет колоссальный смысл. Именно в этой ссоре восьмиконечная звезда, маячившая на вечеринке, обретает свое значение: она олицетворяет хаос, когда не вписана в круг, но в то же время это звезда Афродиты, олицетворяющая сексуальность и плодородие. Женщины часто являются проводниками разрушительных деструктивных сил. Женское начало хаотично, в отличие от упорядочивания мужского.

Очень важное значение имеет мизансцена, когда Эллис произносит свой монолог во время ссоры. Эта мизансцена будет фигурировать на протяжении всей картины. В белом белье она стоит в проходе, ведущем в комнату залитую синим светом. Такое мизансценическое и световое решения позже будут ключом ко всем действиям в картине. Этот фон, поза, пластика – все не случайно. Именно эту мизансцену стоит запомнить, потому что теперь все женщины с которыми встретится Билл будут отражать Эллис именно через позу этой сцены, цвет, свет, одежду и даже пластику. Как это возможно? Если учесть, что современное лишь отражение чего-то сакрального и тайно происходящего, то вполне понятно почему все женщины, которых встретит Билл – подмены Эллис. Это точно такое же решение как в тандеме вечеринка-мистерия. Кубрик открыто говорит о подмене и том, что силы хаоса и смерти овладели Биллом. Когда мы узнаем пароль для входа на мистерию – Фиделио – название оперы Бетховена в которой женщина, переодетая в мужчину, спасает своего мужа от смерти.

Но пока Билл едет к своему умершему пациенту, где дочь Луи набрасывается на героя с поцелуями. Мы видим поцелуй между ними на том самом голубом фоне; да и волосы женщины убраны и завиты точно так же, как у Эллис. Она ведет себя совершенно непривычно для Билла. Хаос завладел ею, ибо совершенно неожиданно она признается в любви. Опять-таки мы сталкиваемся с тем, что реальность Билла пошатнулась – его жизнью овладели силы неподвластные логике и они несут смерть – это раскрывает даже мизансцена, когда Билл стоит так, что дочь Натансона и ее будущий муж разделены с Биллом трупом пациента лежащего на кровати – понимай: между Биллом и другими людьми встала смерть. Эта смерть исходит от гложущего Билла виденья, в котором он представляет Эллис с морским офицером. Неслучайно это видение и траурно черно-белое – т.е. имеет иную природу. Чем все окружающее.

Следующим проявлением сил хаоса становятся подростки, толкающие Билла и обзывающие гомиком, словно и его кто-то подменил. От разгула хаотического шутовства Билл мчится вперед и неминуемо сталкивается с новым напором деструктивных сил: проститутка, ведущая Билла к себе в квартиру, где дверь окрашена в красный (это важно, ибо это тонкая нить к мистерии. Где красный будет доминировать). Обратим внимание на хаос и беспорядок в ее квартире: посуда перемешана с лифчиками. И все тот же поцелуй, снятый в профиль – снятый точно так же, как и в прошлый раз, с другой. Впрочем все они отражения Эллис. И она, словно чувствуя, что муж проваливается в созданную ею бездну, звонит ему.

Билл, ведомы хаосом и силой смерти не случайно оказывается потом в ночном клубе где играет пианист-бывший врач (тоже перевертыш)от которого Билл узнает пароли и явки «точки выхода». И далее кажется, что овладевшее Биллом хаотическое наваждение еще больше погружает героя в космогоническую шараду. Салон одежды «Радуга» решен в тех же цветах, что и будущая мистерия: красный и синий. Хозяина тоже подменили – это уже закономерность: опрокинутая вверх тормашками реальность. Юная дочка хозяина, спрятавшаяся с азиатами переодетыми в женщин, дикий беспорядок на столе – все вверх тормашками, все подменено, перемешано, хаотично. И снова еще одно яркое проявление, отражение Эллис: девочка уходит в белом белье, таком же как было у Эллис. Не хватает вроде бы только белой майки, но ее можно разглядеть в комнате среди беспорядка. Девочка вторит Эллис даже позой, столь не свойственно такой юной особе, но в точности зеркалящей позу Эллис. А теперь о зеркальности… Не случайно после вечеринки мы видели Эллис, смотрящей на себя в объятиях Билла в зеркале – все события проходят как сквозь зеркала и вот добираются до самого центра картины и первозданного зеркала – мистерии в таинственном особняке, где-то во тьме на пустынном шоссе, ведущем из Нью-Йорка.

Чтобы понять картину, необходимо понять чем на самом деле является это действо в особняке. Для чего нужна оргия, костюмы и маски?

-в картине упоминались бронзовые скульптуры эпохи Ренессанса открывшей заново мифы и мотивы греко-римского наследия и была проникнута обращением к корням европейской цивилизации – к античной мифологии

-Фиделио – латинское слово

-телепередача, которую смотрела Эллис, и в которой говорили о Риме и итальянском

-для входа на таинственную мистерию нужна венецианская маска

Все указывает на римскую Сатурналию – празднества в честь бога Сатурна, которые проводили в момент нынешнего Рождества, которое приходится на период зимнего солнцестояния. Древние римляне верили, что в этот период – конец года – год умирает и с ним приходит конец времени. Богом времени был Сатурн, известный так же как Хронос. Он был связан не только со временем, но с циклами жизни и смерти. Нередко его изображали как старца с бородой и косой: он косит время и жизни. Так же из мифологии мы помним, что этот бог поедал своих детей. Чтобы задобрить столь страшное божество и были придуманы Сатурналии, где люди намеренно менялись местами: даже господа и рабы. Для этого одевались маски – люди обезличивались, переставали быть людьми и превращались в буйствующие силы, выпускающие все затаенные страсти. Все это сопровождалось оргиями, которые символизировали полное слияние всех форм, неразделенность, неупорядоченность. Беспорядочный секс и оргии были заклинанием грозящего в конце года хаоса – символической подменой, которая тем не менее оставалась под контролем людей. Считалось, что именно такой хаос являл смерть года, но через подмену за ней следовало рождение и возрождение нового года. Но чтобы это случилось нужно было отдать дань темному богу Сатурну. На этот период выбирался Гороховый Король или Бобовая Королева, которые властвовали в это время вместо настоящего монарха, подменяя его собой. А в завершении Сатурналий властвующую особу приносили в жертву Хроносу. Это был мрачный праздник, воздающий и заклинающий силы разрушения и смерти.

Маски выражали поддельную личину - и люди в масках как бы становились просто силами разрушенного бытия, а не конкретными людьми. Черный же плащ с капюшоном – это олицетворение черного савана, потому что считалось, что умершие приходят на Землю в период Сатурналий, и, чтобы не пострадать от них, живым нужно было обмануть злые силы – уподобиться им. Именно поэтому так одеты все присутствующие на тайном действе – все тоже самое, что было на Сатурналии.

Но оргия, помимо упомянутого хаотического значения, это еще и воздаяние Венере, которая олицетворяет плодородие: мужское семя уподобляется семени, упавшему в землю и чтобы это семя возродилось, нужно показать как оно входит в живое, в женскую материю. Вспомним картину из апартаментов Циглера: беременная женщина на картине, весящая над умирающей – это и есть выражение всего значения Сатурналии. Соитие на этой мистерии имеет только ритуальный характер.

Подобные празднества были запрещены с приходом христианства и они выродились в форму маскарада, но позже и сами маскарады были запрещены, вплоть до 1980 года. Истинное значение власти Сатурна, истинное значение празднества было перевернуто христианами и подменено на Рождество. Санта-Клаус – этот милый кент на самом деле был Сатурном с жезлом и бородой, который забирал в свой мешок детей. Но все перевернули, и Санта стал покровителем чудесного светлого семейного праздника.

Древние знали, что теневую часть человеческой природы надо ненадолго выгуливать снаружи, чтобы силы деструктивного не копились и не сказывались на реалиях жизни людей. Но современность утратила эти знания и подобные празднества исчезли, оставшись лишь рудиментарными маскарадами. Подмена темного праздника веселым рождеством имеет свои последствия: люди не выпускают из себя темные инстинкты и попадают под их влияние в настоящем…. Ведь так или иначе эти инстинкты прорвутся наружу – разница лишь в степени контроля над ними – что мы и видим на примере Эллис и Билла.

Маска Билла на фоне общих выглядит неуместной – все маски имеют яркую зловещую окраску, а Билл олицетворяет современного человека не понимающего мистических законов бытия. Билл противопоставляется группе людей на Сатурналии, что выражает взаимоотношения современного человека и древнего утраченного празднества. Его хотят принести в жертву, потому что он чужой. И спасает его только жена – в своем сне она становится жрицей, спасающей Билла. За спиной жрицы все тот же синий фон, а по коридору с Биллом они идут точно так же, как в доме Циглеров держась за руки шли Эллис и Билл. И ничего удивительного, ведь в момент этого действа все женщины олицетворяют единую субстанцию – через поцелуй жрицы сливаются в единую силу и все поцелуи в картине с другими женщинами точно так же сливаются с этим моментом. Это как бы сама жена Билла спасает и выкупает его.

После этого силы смерти и хаоса оставляют Билла – жертва жрицы принята Сатурном. Но не забудем, что это жена жертвует частью себя ради воскрешения их отношений, как умирал и воскресал символический год в Сатурналиях.

Дома жена открывает билу свой сон – это обнажение ее внутренней сути и переживание смерти старых представлений, подчиненных морали умершего года и периода отношений. На следующий день – первый день обновленного времени – оказываются исчезнувшими, или изменившимися все женщины, которых встречал Билл:

-юная дочка хозяина салона «Радуга» становится шлюшкой

-проститутка с улицы оказывается больна СПИДом, а в ее квартире воцаряется порядок

-дочери Луи Натансона Билл дозвониться не может: к телефону подходит ее будущий муж, а самой нее в квартире мы больше так и не увидим

В конце концов, Билл встречает в морге жрицу, которую все-таки принесли в жертву вместо него. С одной стороны ее принесли в жертву как Бобовую Королеву (не случайно из газеты выясняется, что она экс-королева красоты, т.е. Бобовая Королева). С другой стороны это жертва его жены собой через сон, через подмену и переодевание – как в опере Фиделио. И в третьих это жертва ради современности – т.е. Билл воплощает современную профанную реальность своим нежеланием и непониманием корней и сил мироздания.

Но Билл даже не может поцеловать жрицу в морге, ибо невозможно соприкоснуться с древней культурой, а возвращение в профанный Мир вершится посредством Виктора Циглера, который говорит ему: «Все комедия. Простая передозировка. Не бери в голову. Ты погрузился слишком глубоко». И это говорит ему сам жрец Сатурналии, потому что Циглер повторяет в этой сцене угрожающий жест пальцем, все так же держит посох-кий, а рядом красное сукно, как часть цветового решения его одеяния на  Сатурналии. Но теперь он не жрец – его задача свести весь опыт Билла до комедии, обесценить его – потому что обычному Миру это не нужно и Билл все равно никогда ничего не поймет. Не поймет древнего закона, который выше пониманий добра или зла.

В конце концов, Билл дома обнаруживает на подушке свою маску – это символ всей жизни современного общества: про в маске – просто во лжи. А так же это знак: во сне Эллис была там же, где и эта маска. И тут Билла накрывает катарсис – он рассказывает все своей жене. Это перерождение их отношений, это возрождение взаимного доверия. Что и подчеркивает поход поутру в магазин детских игрушек – т.е. возвращение в Мир детства, т.е. обновление. И слова «Fuck» обретают священную силу. С этого момента возрождается их музыка в исполнение Шостаковича.

Этот фильм – некое завещание Кубрика. Стоит напомнить, что какие бы фильмы этот режиссер ни снимал, смысл их очень часто выходил за рамки познаваемого. Кубрик был своеобразным исследователем непознанного, абсолюта, природы человеческого разума в Космической Одиссее. Природы первородного греха и падения человека в инстинктивное – Заводной Апельсин. Точно так же в нашей картине режиссер раскрывает деструктивность реальности и уходит в своем исследовании к истокам цивилизации, находя в них мудрость, которой человек лишился. Цивилизованность влечет за собой дисгармонию с космическим порядком и благоговейное отношение к космическим силам, присущее древним, современный человек отрицает своей рассудочностью и объясняет науками. Не случайно герой врач – врач ведь полагается на науку, но она бессильна в объяснении слишком многого. А современность, объявившая опыт языческих верований примитивным, допускает ошибку в том, что человек никогда не сможет жить в гармонии с космосом, если не почитает силы высшего, которые наука подменила космическими – пустотой. Эта подмена – самоуспокоение современного человека, утверждающего якобы о всевластии над реальностью.

Постиндустриальное общество, отказавшееся от своих духовных корней, от греко-римского наследия и открестившееся христианством от всех размышлений о силах вселенной заходит в тупик.

Подобная картина не была бы возможна в странах азиатского востока, например, где люди чтут свои корни и мудрость древних знаний.

Кубрик обращает наше внимание на то, что жизнь это шарада, как и творение. А современная потеха над таинствами бытия ведет лишь к одному: обесцениванию жизни, любви и существования человека. Кубрик оставил загадку, заставляющую смотреть не ввысь, а вглубь.

 

 

 

ЛОНОРЕЙТИНГ:

 

Образность: 5\5

Реализация сверхзадачи, идеи: 5\5

 

Художественный посыл

      Социальный: +

      Экуменистический: -

      Гуманистический: +

      Психоаналитический: +

      Философский: +

      Новаторский: +

 

Оригинальность: 5\5

 

Использование киновыразительных средств

      Операторская работа: +

      Монтаж: +

      Работа художника: +

      Музыка: +

      Цветовое решение: +

      Актерская игра: +

 

Рецензия Екатерины Лоно

 

 


 
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…