ХОРЬ и КАЛИНЫЧ (chor_i_kalinich) wrote in kultovoe_kino,
ХОРЬ и КАЛИНЫЧ
chor_i_kalinich
kultovoe_kino

Categories:

"Набережная туманов".

Вчера весь день насвистывал тему из «Набережной туманов»)…

Кино 1938 года, открывшее миру Мишель Морган (наст.имя Симона Руссель) и закрепившее на кинематографическом Олимпе Жана Габена.
Это, наверное, самый известный фильм из всех, отнесенных к «поэтическому реализму» - был в довоенном кино такой своеобразный жанр, изобретенный поэтом Жаком Превером и воплощенный на экранах, в данном случае режиссером Марселем Карне.
Если вы покопаетесь в сети, вы найдете множество хвалебных рецензий; шедевр, классика – вот общепринятая оценка, без пяти минут аксиома.
Есть, конечно, и другие мнения: в 1992 году Мишель Уэльбек в газете «Леттр Франсез» опубликовал статью, имеющую звучный заголовок «Жак Превер – идиот». Уэльбек, правда, и сам не гений, чего уж там греха таить, но чутье на фальшь у него есть – дай Бог каждому.
Ну да вернемся к фильму. Если взять «Набережную туманов» за исходный импульс, придавший французскому кино узнаваемость, мы должны будем согласиться с поклонниками фильма – импульс оказался чрезвычайно мощным.
Был этот импульс хорош или плох, было ли очарование фильма дешевым очарованием – это другой вопрос, главное, что оно было, есть, даже сегодня подпадаешь под это обаяние.
Раскритиковать кино тоже проще пареной репы – но я склонен быть снисходительным: ребята, это был 1938 год (а книжечку свою Орлан настрочил еще раньше) и кинематограф, особенно кинематограф звука, был еще очень юн.
Итак, о чем фильм? – об одиноких душах, ясен пень, о людях, бродящих в тумане.
В тумане бродят двое: дезертировавший с колониальной войны солдат Жан (Габен) и девушка Нелли (Морган), сирота, подопечная старого буржуинского воротилы и негодяя Забеля (Мишель Симон).
Жан мечтает уехать – как водится, «куда глаза глядят» (эта тоска приживется в кино), она хочет, чтобы он забрал ее с собой.
Они знакомятся в ночлежке чудака по прозвищу Панама, к-й тоже грезит – о вечно хорошей погоде южных стран (ну то есть тоже о другой жизни), и всегда готов принять тех, кому некуда идти (как старичок не разорился, непонятно).
Они влюбляются друг в друга.
Им хорошо.
Правда, под ногами путаются какие-то юные, с криминальными замашками хлыщи из богатеньких, но Жан разбирается с ними на раз.
Забель, имеющий виды на свою подопечную, опять же, интригует, но Жан с солдатской прямотой ставит на место и его.
Все дело идет к банальной развязке: он уедет, потом напишет письмо, любимая примчится на его зов.
Но ни фига! – будет вам трагедия, будет!
Лубоф выталкивает Жана с корабля и он мчится назад, в дом своей возлюбленной – успевает как раз вовремя, чтобы вырвать ее из лап Забеля. Дав чуваку хорошего «быка» (для тех, кто не в курсе – «дать быка», значит ударить головой в лицо), Жан, в принципе, может уйти, но это слишком просто и ни фига не поэтично.
И вот добрый солдат, мучимый с самого начала фильма мыслюгами об убиенных туземцах («ты стреляешь, он хватается за живот, словно объевшийся малыш… ты понимаешь, что с ним исчез целый мир»), жалеющий прыгающих под колеса собак, берет с пола кирпич и хладнокровно забивает опекуна своей душеньки насмерть.
На выходе сам получает пулю от злобного Люсьена (это тот криминальный юнец, к-му он морду бил, и к-й его таперь подкараулил), ну и падает, схватившись «за живот, как объевшийся малыш».
Корабль уходит в Боливию… нет, тьфу, Боливия – это в другом фильме, в Венесуэлу… БЕЗ НЕГО.
Всё…
Чепуха, по большому счету. Но в ней что-то есть. Отголоски «Набережной туманов» можно найти чуть ли не в любом французском фильме. Кто-то грезит о Панаме, пройдет время и сам Габен в вернеевской «Обезьяне зимой» будет грезить о Хуанхе…
Вообще, «поэтический реализм» интересен именно фантасмагоричностью, как бы странно это не звучало. «Поэтический реализм» - это оксюморон, с таким же успехом труп можно окрестить живым.
Что в названном фильме от реализма? – холод, темень, грязь, запах сырого табака, к-й при наличии у вас некоторого кол-ва фантазии, обязательно вползет в комнату. Что от поэзии? – от поэзии юная Нелли, шляющаяся в районе доков ночью; потрясающе красивая, бесконечно одинокая Нелли, ищущая приключений на свои вторые девяносто.
Но в целом неплохо)) Габен чертовски хорош, Морган – восхитительна. Я влюблен, труба.
Не ругайте «поэтический реализм», не разоблачайте его фальшь: как говорится, сказка ложь, да в ней этот, как его - намек…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments