fourth_magus (fourth_magus) wrote in kultovoe_kino,
fourth_magus
fourth_magus
kultovoe_kino

Category:

Я. Шванкмайер-1. Высвобождение Эроса. ("Конспираторы наслаждений", 1996)

           Пожалуй, «Конспираторы наслаждений» – одна из самых ироничных и тонких картин Шванкмайера. Подглядывая в замочную скважину за изощрёнными перверсиями героев, он делает нас своими соучастниками – и соучениками. Это сокращает дистанцию между нами и режиссёром. Раскрытие «явок» и «паролей» конспираторов, их разоблачение (разоблачение в смысле «снятие покровов») делает нас сопричастными общей тайне, объединяющих нас и с персонажами, и с режиссёром, который за ними подглядывает. Отсюда особая интимная интонация повествования, когда просто нет надобности в словах.

            Причудливые метаморфозы человеческого Эроса не нуждаются ни в пояснении, ни в словесном выражении; они стоят над человеческое речью, ибо они первичны, а речь вторична. Более того, человеческий язык – это орудие логоса и логики, и вместе с тем мужского, насильственного, отеческого начала, суперэго, отравляющего нам жизнь сеткой  нравственых стереотипов, наложенных на подспудные импульсы нашей природы и виртуозные построения нашей фантазии.

            Демонстрируя нам странные, забавные и в то же время поэтичные формы эротических патологий, режиссёр пытается показать нам губительное действие стыда на человеческую индивидуальность в её самой яркой форме проявления. В форме достижения наслаждений и, если пользоваться удачной формулировкой Мишеля Фуко, использования удовольствий. Человек не определяется тем, как он говорит, думает или, Боже упаси, действует; человек – это то, как он наслаждается. И здесь ведущей составляющей является не разум, а воображение, образы оживлённо генерируемые правой половинкой нашего мозга, напрямую связанные и с ощущениями касаний на нашей коже,  и с идеями доминирования и подчинения, и с техногенной симуляцией навязчивого женского образа.

            Шванкмайер мыслит мифологично и такова же его эротика, свободная от цивилизационных запретов, концентрированное выражение коллективного бессознательного. Действия конспираторов – это не то, как мы втайне себя ведём, чаще это то, как мы хотим себя вести. Что такое натужно выдуманные формы наших супружских, вне-супружеских и до-супружеских радостей по сравнению с теми возможностями, которые нам могли бы открыться?! Эти возможности воистину безграничны, они вовлекают в круг наслаждения – причудливые комбинации предметов, не «предметов для…» (полезных в быту вещей), а «предметов как таковых», очищенных от порочности утилитаризма; загадочные роли, при ближайшем рассмотрении восходящие к универсалиям жречества и жертвенности (именно таков, на мой взгляд, сюжет о жестокой мести «петуха»); принявшие осязаемый облик грёзы, подобные видениям шамана, впавшего в транс.

            Вот почему Шванкмайер показывает не кучку невменяемых дегенератов, как то могло бы показаться очередному поборнику нравственности, а людей тонкой и оригинальной внутренней красоты, находящей прореху в целлофановом коконе нашего сознания и выплёскивающейся без остатка в мрачный холодный мир бюргерства. Фильм Шванкмайера – это не сатира, не пародия, не гротеск. Это проникновенный лиричный гимн высвобождению богатств нашего воображения.

Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments