Tenn (pol_ned) wrote in kultovoe_kino,
Tenn
pol_ned
kultovoe_kino

Categories:
  • Music:

L' Homme blesse / Patrice Chereau / 1983

38.76 КБ
Жан-Юг Англанд в «Раненом человеке» Шеро удивительным образом напоминает Изабель Аджани в «Истории Адели Г.» Трюффо – та же нервическая грация юного существа, одержимого неразделенной страстью к тому, кто не готов не только любить, но даже замечать его, одарив лишь раз взглядом/поцелуем/мимолетной связью, тот же горящий взгляд, обжигающий сквозь экран и, к слову, то же финальное безумие. Однако фильм Шеро больше тяготеет к кэрроловской «Алисе» нежели к реалистичной драме, поскольку его персонажи хоть и мечутся на фоне «настоящего» вокзала и «живых» улиц, и то и другое постепенно приобретает черты некого зазеркалья, соскользнув в которое пути назад уже нет, а сон так и не окончится. К слову, пока смотрел «Раненого человека», не мог отделаться от ощущения, что Линч, снимая «Blue velvet», находился на одной волне с французом, снявшим свой фильм тремя годами ранее, разница лишь в том, что пропуском в линчевское садо-мазо зазеркалье становится ночной клуб с распутной певичкой-Росселини на крохотной сцене, у Шеро это вокзал, который лишь на первый взгляд то, чем он кажется…
Начало 80-х, типичная мелкобуржуазная семейка – мама с папой и брат с сестрой. Фильм начинает с того, как сестра собирается в поездку, все ужасно торопятся пообедать, что бы потом ужасно торопиться на поезд, бестолково толкаться на перроне и все для того что бы понять, что времени до отправки еще очень много и теперь можно спокойно сесть и снова начать есть в зале ожидания…Наверняка вот такое бессмысленное хаотичное движение в порядке вещей в этой семье, во всяком случае лицо Генри (Англанд) ничего кроме привычной скуки не выражает. Однако выражение это покинет его лицо весьма скоро и больше уже не появится, уступая место совсем другим эмоциям. Осматриваясь по сторонам, он словно обнаруживает картинку с трехмерным изображением, когда сквозь одно проступает совсем другое – убрав из поля зрения назойливо кудахтающих родителей, скучающих «ожидающих» и возбужденных встречающих, он видит совсем иную публику – сомнительного вида юношей, стайками пархающих по перрону, подозрительных типов, тянущих все что плохо лежит, одиноких людей, ищущих встреч. Отправившись гулять по лабиринтам вокзала и подземных переходов, Генри сталкивается с брутальным типом, избивающим пожилого буржуа, до последнего цепляющегося за портмоне, когда б разумнее – за жизнь. Жан (Витторио Меццоджорно), вор и сутенер, ошарашивает невинного до сей поры юношу животной харизмой и агрессивностью, силой заставляя того шарить по карманам избитого старика, а затем грубо целуя в губы, что бы тут же почти отшвырнуть и забыть. Однако Генри не забывает – он сбегает из дома почти сразу как только возвращается с вокзала и снова бродит по его закоулкам, пытаясь найти красавца с перебитым носом и зычным голосом, но вместо этого становится объектом робкого преследования со стороны немолодого гомосексуалиста (Roland Bertin, сыгравший нечто похожее позже у Гинсбура в «Шарлотте навсегда»), исполнившего в этой истории роль Чеширского кота, повернутого на молодых мальчиках и вуайеризме. Именно он дает прибежище Жану, когда тот переживает трудные дни, но только взамен на импровизированные представления с участием молодых парней, но как он сам отсутствует в эти моменты лишь фиктивно, так и видимое им зрелище отнюдь не то, чем пытается казаться и это одна из самых странных и грустных эротических сцен в кино, которые мне только доводилось видеть: скрытый полумраком Генри распростерт на полу декадентски обставленной гостиной, склонившийся над ним Жан изображает страстные поцелуи, но на самом деле целует собственную руку, которой зажимает губы парня, избегая поцелуев реальных. Ради Жана Генри готов на все, но тот лишь цинично использует его, сначала предложив поработать на панели, затем поучаствовать в ограблении, при этом сознательно оставляя на месте грабежа паспорт парня, визит полиции к которому не заставит себя ждать.
На грани сюрреализма финал, когда не с первой попытки Генри удается попасть в некий загадочный клуб, в котором бывает Жан. Пульсирующий кроваво-красный цвет стен клуба напоминает одновременно об Ардженто и Гаспаре Ноэ, именно там Жан иногда позволяет себе «спать», впадая в состояние некого анабиоза, накачавшись снотворным, а «Чеширский кот», не смотря на статус богача, готов работать уборщиком в этом заведении, лишь бы иметь возможность слышать тихое дыхание спящего зверя в темной комнате. Именно там, в абсолютной тишине и полумраке, Генри сможет любить и прикасаться к Жану, пока тот «отсутствует», а высшей кульминацией страсти станет преступление…
Очень атмосферное кино, вводящее в состояние транса чувственной саксофонной музыкой, то нежной, то граничащей с всхлипами и вскриками, гипнотизирующее переходами от блеклых тонов дома главного героя к зеленоватым оттенкам здания вокзала, ярким вспышкам неоновых огней ночных улиц и сюрреалистично желто-синим тонам безлюдной полуденной площади перед загадочным клубом.
На Шеро образца «Интим» или «Его брат» этот фильм совсем не похож, ассоциативно идет где-то рядом с «Бетти Блю» Бенекса, в котором Англанд снялся позже.
31.61 КБ

22.56 КБ

20.59 КБ
Subscribe

  • Maverick — он же бродяга

    Но не прижилось переводное название в обыденной нашей киноманской действительности, а фильм так и смотрели как "Мэверик". А случилось это ещё в те…

  • "Трюкач" в главной роли

    Случайно вспомнил про этот фильм, рассматривая — кого ещё угораздило со мной в один день уродиться — Барбара Херши. Фильмов у неё несчетное…

  • Кинематограф. Хроники жизни Э. Вуда и "Хроники Ломбарда"

    Такой неожиданный ход мысли в виде сочетания двух представленных объектов рассмотрения был спровоцирован недавним днем рождения Элайджи Вуда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments